Надземные пешеходные переходы хотят застраховать от обрушения. Свердловские власти обратятся к производителю и попросят ввести изменения в конструкцию, чтобы пролеты не падали на проезжую часть после ДТП, как это случилось 24 апреля. Мы посчитали самые известные случаи падения мостов и пешеходных конструкций в регионе, этот эпизод стал седьмым.
О том, как попытаются застраховаться от таких случаев, E1.RU рассказал заместитель начальника Управления дорог Свердловской области Олег Мелехов.
— Мы обратимся к производителю с просьбой внести изменения в конструкцию и пройти дополнительную сертификацию. Предложим доработать сооружение, чтобы предотвратить падение пролетной части на дорогу.
«Это могут быть какие-то дополнительные боковые упоры, страховочные цепи или тросы, конструкторы должны решить, какие именно изменения внести»
— Варианты могут быть разные, но их должен предложить производитель. Доработки надо применить ко всем новым конструкциям подобного рода. Изменять уже установленные переходы мы не можем, поскольку они проходили сертификацию без дополнительных конструкций. Но все последующие мы хотим делать более устойчивыми, — сказал Мелехов.
По его словам, такого удара не выдержала бы и железобетонная конструкция, а от ее падения ущерб мог бы быть еще серьезнее.
По словам дорожника, неправильно обвинять строителей в том, что конструкция была слишком низкой. Высоту определяет регламент, исполнение которого контролируют.
— Дорогу можно сделать шире, мост — выше. Нам бы очень этого хотелось, но мы связаны использованием бюджетных средств, а они используются по заключению экспертизы, — отметил Мелехов.
Замначальника управления автодорог отметил, что губернатор поручил восстановить пешеходный переход. По возможности неповрежденные части перехода используют повторно.
— По предварительной оценке, это может стоить от 6 до 10 миллионов рублей. Для сравнения скажу, что в 2019 году, когда мы его построили, он стоил 19 миллионов 600 тысяч рублей, — сказал Мелехов.
Никто не может гарантировать, что ЧП не повторится, уверен чиновник. Водитель сознательно нарушил все правила, он выехал ночью с негабаритным грузом.
— Если человек намеренно не соблюдает ПДД, требования перевозки тяжеловесных грузов, ему никакие знаки не указ. Человек сознательно нарушил правила и въехал с негабаритным грузом под этот путепровод и даже не остановился. Ему выписали протоколы по пяти статьям административного кодекса, в том числе у него на машине было специальное устройство для сокрытия номерных знаков, — сказал Мелехов.
Он рассказал, как надо действовать при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Так как маршрут из Асбеста до Елабуги лежал в основном по федеральным дорогам, дальнобойщик должен был обратиться в «Уралуправтодор». Федеральный орган управления дорогами должен был бы согласовать возможность проезда с собственниками других дорог. Для провоза разрабатывается спецпроект. Упавший пролет можно было бы снять для проезда, а затем смонтировать снова. Маршрут обошелся бы заказчику в миллионы рублей, а подготовка перехода — в несколько сотен тысяч, — отметил Мелехов.
Срок выдачи разрешения составляет 15 рабочих дней.
— При крайней необходимости провоза груза разрабатывается спецпроект. В данном случае можно было бы снять пролетное строение на время проезда и затем снова смонтировать. Мы неоднократно согласовывали провоз различных турбин и других серьезных объектов, которые невозможно вписать в габариты. Все расходы в таком случае оплачивает заказчик перевозки. Но для перевоза мы снимали пролеты и железобетонные переходы.
Если груз не является тяжеловесным, а только негабаритным, при выдаче разрешения на перевозку оплачивается госпошлина — 1600 рублей. Если требуются мероприятия по подготовке маршрута, это рассчитывается индивидуально. Для этого маршрута цена измерялась бы миллионами рублей, а подготовка упавшего моста обошлась бы в несколько сотен тысяч рублей, — сказал Олег Мелехов.
29 сентября при выезде на Челябинский тракт из Екатеринбурга КАМАЗ снес мост поднятым кузовом. После этого события заместитель министра транспорта Свердловской области Денис Чегаев заявил, что предусмотреть все аварийные ситуации невозможно, но подход к строительству мостов может измениться.
— Здесь сыграл роль фактор нештатной ситуации, невозможно все нюансы предусмотреть на дороге. Произошел, видимо, непроизвольный подъем кузова, что привело к столкновению с мостом. Все эти сооружения проектируются с учетом всех необходимых параметров, они рассчитываются на постоянные и временные нагрузки. Невозможно было предусмотреть такое столкновение, — сказал заместитель министра.
По словам Чегаева, пролетные строения мостов не прикрепляют прочно к опорам. Это бы создало большие неудобства для самих пешеходов.
— Конструктивные особенности мостов не предусматривают жесткого закрепления пролетных строений с опорами. Пролетное строение закрепляется на опорных частях и является подвижным. Мы все знаем, что есть такой фактор, как температурное перемещение. Это элементарная физика — сжатие и растяжение материалов при нагреве и замораживании. По этой причине со всеми пролетными строениями балок жесткого закрепления не производится, — сказал чиновник.
Скрепить конструкцию моста намертво нельзя: в случае жесткого закрепления при линейных перемещениях вся нагрузка при сжатии или растяжении будет на несущие конструкции. Это недопустимо, такие конструкции просто разболтает. Здесь идет объединение балок межбалочными швами и железобетонной заливкой. Это объединяет пролетное строение, оно становится массивнее. Тот мост был для пешеходов, и пролетное строение рассчитано на людей.
Несмотря на то что невозможно предусмотреть все возможные трагедии, Министерство транспорта теперь рассмотрит вопрос о том, чтобы строить пешеходные мосты немного выше, добавил Чегаев.
— Мы обратим на это внимание и проведем определенные переговоры. Я думаю, мы постараемся рассмотреть вопрос увеличения габаритов пролетных строений на подобных сооружениях, для того чтобы предотвратить возможные столкновения, — сказал он.
По словам замминистра, увеличить высоту пролета, чтобы исключить такие происшествия полностью, невозможно. Есть такие транспортные средства как «Тонар», у них вылет при подъеме достигает 15–18 метров. Подниматься и спускаться на такую высоту людям будет тяжело. Есть и другие факторы, которые могут привести к падениям.
— Таких мостов на федеральных дорогах, которые проходят по территории Свердловской области примерно 2–3. По ним в технических решениях будут увеличены габариты проезда. На дорогах регионального значения мы построим три подобных сооружения, где также увеличим габариты, пообещал Чегаев.
Мост на ЕКАД упал ночью 24 апреля и перегородил дорогу. Виновником происшествия оказался водитель фуры с негабаритным грузом. Это ЧП очень похоже на трагедию, которая произошла на Челябинском тракте в сентябре 2020 года. Тогда водитель КАМАЗА снес пешеходный мост поднятым кузовом, конструкция моста упала на кабину грузовика и убила шофера.