В начале двухтысячных в екатеринбургской маршрутке ехала вдова военнослужащего, погибшего в Афганистане. Посмотрела на стену возле кабины водителя, а там — фотография мужа, бережно вставленная в рамку! И кратко сведения: как звали, где служил и где погиб. А далее — немая сцена. На дворе стоял февраль, очередная годовщина вывода войск из Афганистана.
В тот же день вдова позвонила в диспетчерскую транспортного предприятия и поблагодарила незнакомых ей людей, которые взялись почтить память воинов-интернационалистов таким нетрадиционным способом. Звонок поступил не только от жены погибшего бойца, но и от других людей. Отзывы были разные: кто-то возмущался, дескать, общественный транспорт это не ритуальное агентство и в нем не место для некрологов. Но таких людей было меньшинство.
За рулем — офицеры
В том, что портреты героев-афганцев (взятые в музее «Шурави») катались в городских маршрутках, не было ничего удивительного. Автобус, в котором вдова увидела фотографию мужа, принадлежал коммерческому перевозчику — компании «Ю ви Эй Транс» (UVA). Эта аббревиатура переводилась как Союз ветеранов армии (united veteran army). У истоков транспортного предприятия стоял Ринат Риватьевич Садриев, уроженец Еманжелинска и отставной офицер радиотехнических войск. Закончив службу в начале девяностых в Ужгороде (Украина), Садриев некоторое время жил во Львове и пытался найти там какую-нибудь работу. Но в конце концов, не найдя ни работы, ни перспектив, в 1995 году вернулся на родной Урал. В Екатеринбурге у Садриева проживал брат, который был заместителем председателя Союза ветеранов Афганистана.
В те годы все делали бизнес: самой популярной и доступной сферой была торговля. Но Ринату Садриеву удалось пойти своим путем и создать в уральской столице первое коммерческое транспортное предприятие, успешно проработавшее два с лишним десятилетия. Идея, как ни странно, была подхвачена в соседнем Нижнем Тагиле, где Садриев однажды увидел стоящие на стоянке микроавтобусы РАФ-2203, которые в те годы использовались в маршрутном такси.
И вот 4 июня 1997 года в Екатеринбурге было зарегистрировано новое предприятие «Ю ви Эй транс». Несколько месяцев ушло на рутинную работу: оформление лицензии, согласование маршрута, подготовку техники и так далее. Пусть на дворе и стояли лихие девяностые, требования к безопасности пассажирских перевозок были довольно жесткие.
Наконец в декабре 1997 года первый частный перевозчик Екатеринбурга начал регулярные рейсы на абсолютно новом маршруте № 018. Рафики от 32-го военного городка стали курсировать до площади 1905 года.
По воспоминаниям работников, в самом первом рейсе «Ю ви Эй Транса» за руль сел парень Гена из Полевского. Этот человек впоследствии многие годы трудился на предприятии. Тут надо отметить важную деталь: в первые годы «Ю ви Эй Транс» не набирал работников со стороны. Будучи основанной военнослужащими, фирма в первые годы существования была довольно закрытой структурой, куда брали в основном по знакомству. Сегодня это может показаться невероятным, но за рулем одного из микроавтобусов трудился действующий армейский полковник. Армия в те годы была в кризисе, и люди в погонах выкручивались как могли.
Трехрублевый бизнес
Именно так называли пассажирские перевозки на заре двухтысячных (проезд стоил три рубля). Бизнес в целом был довольно доходным, потому что автобусов в Екатеринбурге остро не хватало. Муниципальный транспорт города находился в непростом положении: устаревший парк, нехватка финансирования. В те годы пассажиры мало жаловались на длинные интервалы: людей устраивало и то, что автобус вообще приехал.
На первых порах у «Ю ви Эй Транс» не было денег на приобретение собственных машин, но довольно быстро к нему потянулись предприниматели, которые просили поставить их автобусы на обслуживание маршрутов. Стал формироваться блок коммерсантов, желающих зарабатывать на перевозках, а «Ю ви Эй Транс» выполнял роль управляющей компании, которая заключала соглашения с администрацией Екатеринбурга, обеспечивала работу диспетчеров и решала кадровый вопрос.
Довольно скоро по просьбе тогдашнего вице-мэра Александра Ляшенко открыли второе направление. Появился маршрут № 19Т, связавший центр города с Химмашем. А еще через некоторое время по просьбам жителей Сортировки запустили рейсы автобусов № 021.
Работа пошла интенсивная, востребованная. Устаревшие РАФ-2203 стали менять на «Газели», ПАЗы и МАЗы. Фирма с помощью чиновников мэрии получила постоянную базу на улице Самолётной. Там поставили ремонтные боксы, контрольно-технический пункт. Это позволило уйти от практики, когда водитель ставил машину у себя во дворе, а утром ехал на маршрут без медика, без техосмотра.
В условиях, когда ниша перевозок была свободной, бизнес шел в гору. В пик своего могущества, в 2005–2007 годах, парк автобусов «Ю ви Эй Транс» насчитывал до 350 машин. На предприятии работало 600 сотрудников (в том числе 15 начальников автоколонн и 30 диспетчеров). Число обслуживаемых маршрутов постоянно росло и со временем достигло полутора десятков.
Именно «Ю ви Эй Транс» был законодателем мод в коммерческих пассажирских перевозках до того момента, когда в этой сфере начался настоящий бум. Именно в «Ю ви Эй Транс» выдвинули идею присваивать всем частным маршрутам номера, начинающиеся с ноля — № 018, 021. А позднее стали раскрашивать таблички в разные цвета, чтобы пассажирам с плохим зрением было легче понять, какой маршрут подъезжает к остановке.
В этот период Садриев и его коллеги по бизнесу замахнулись и на междугородние маршруты. Их автобусы ходили на Ивдель, на Сургут. Был открыт и первый коммерческий маршрут на Курган. Основатели «Ю ви Эй Транс» экспериментировали и с легковым такси, закупив десяток Nissan Teana. Но последний проект довольно быстро провалился.
Взлеты и падения
Но бизнес не был бы бизнесом, если бы не имел различных подводных камней. В двухтысячные цех транспортников стал быстро разрастаться. Конкуренция усиливалась, на рынке появлялись новые игроки. Причем иногда ими становились бывшие партнеры «Ю ви Эй Транс», решившие обрести самостоятельность.
В отрасль начался приток иностранцев из бывших союзных республик. Число маршрутов в городе росло, в том числе — дублирующих друг друга. Погони за пассажирами приводили к гонкам и разборкам среди водителей и коммерсантов. Доходило до поножовщины и смертельных ДТП.
В истории «Ю ви Эй Транс» тяжелых аварий не было, но прогремело как минимум одно резонансное уголовное дело. В декабре 2003 года на улице Папанина был хладнокровно застрелен из автомата предприниматель Ашот Григорян, не поделивший бизнес в пассажирских перевозках со своим дядей Арамом Едигаряном. Суд по этому резонансному случаю состоялся только в 2018 году. Арама Едигаряна, нанявшего киллера, отправили за решетку на 14 лет.
Закат первопроходцев
«Ю ви Эй Транс» ушел с рынка пассажирских перевозок тихо и незаметно в конце 2019 года. По итогам конкурсов предприятие лишилось всех маршрутов. Сегодня от первой на Урале коммерческой фирмы-перевозчика не осталось почти ничего, она находится в стадии банкротства. Сам Ринат Садриев отказался от интервью, но отметил, что перевозки были, есть и останутся частью его жизни. Правда, начать всё заново он не готов, поскольку цех транспортников, по его мнению, уже не тот, что был раньше: он стал более разобщенным, жестким и менее выгодным.
Сегодня нам крайне трудно представить полковника за рулем маршрутного автобуса, везущего портрет героя-афганца. В современном бизнесе нет места романтике. Но свой след «Ю ви Эй Транс» определенно оставил. Возможно, в сердце той самой пассажирки, внезапно увидевшей такое знакомое лицо мужа-военного на фотографии в автобусе.
В общем и целом, транспорт Екатеринбурга готовится к большим переменам — к целой реформе. Но если новые схемы и полчаса от окраин до центра, которые нам обещают, — пока достаточно призрачное будущее, то остаться без кондукторов и перейти на валидаторы — вполне реальная перспектива самого ближайшего времени.