Совсем скоро в автобусах Екатеринбурга установят валидаторы для бескондукторной оплаты проезда. Пассажиру достаточно будет приложить карту к считывателю прибора, и он получит чек, свидетельствующий об оплате проезда.
Однако внедрение стационарных валидаторов не будет означать, что кондукторов сразу же уберут из автобусов. Первое время они продолжат работу на маршрутах, поскольку транспортники не уверены, что все пассажиры будут добросовестно оплачивать проезд.
Когда система бескондукторной оплаты станет привычной для пассажиров, кондукторов начнут переводить в так называемые контрольно-ревизионные отделы. По сути, кондукторов, которые сейчас постоянно присутствуют в салоне, сделают контролерами. Они станут проверять оплату проезда, дежуря на остановках.
Такая схема работы будет выглядеть логичной, говорят в мэрии, но пока внедрять ее не имеет смысла. Дело в том, что у контролеров автотранспортных предприятий не будет полномочий штрафовать зайцев. Максимум, что они смогут сделать, — это спросить, оплатил человек проезд, или нет. Но выход из этой ситуации есть:
— Нужно будет вводить изменения в областной закон, чтобы наделить контролеров полномочиями штрафовать безбилетников, — объяснил вице-мэр Алексей Бубнов. — Ситуация сейчас такова, что закон, в принципе, позволяет штрафовать нарушителей, но вот уполномоченных на это работников на муниципальных предприятиях пока нет.
По словам Бубнова, инициатива по изменению областного закона уже обсуждается в мэрии. При этом цель не только сбор штрафов с зайцев. Городские власти хотят, чтобы горожане привыкли к безналичному расчету на маршрутах. По данным Бубнова, за последние 10–11 лет доля безналичных платежей поднялась с 0 до 60%.
— Будем стремиться к тому, чтобы пассажиры больше пользовались валидаторами. В дальнейшем при формировании тарифов будем делать так, чтобы самыми выгодными были именно поездки по безналичному расчету. Это должно вывести нас из налички, потому что это уже архаично, — подытожил вице-мэр.
Ранее в мэрии анонсировали повышение стоимости проезда до 31–32 рублей, но сообщили, что произойдет это не раньше 2022 года.
Бескондукторную систему оплаты начнут внедрять через два месяца. Валидаторами оснастят 57 новых газовых автобусов, которые город получил в лизинг по федеральной программе осенью 2020 года. Партию валидаторов в Екатеринбург недавно доставили из Чехии. В настоящее время настройкой приборов занимаются специалисты компании «И-Сеть». В каждый автобус будет устанавливаться по три прибора. Стоимость каждого из них составляет около 150 тысяч рублей.