E1
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+14°

пасмурно, без осадков

ощущается как +13

1 м/c,

зап.

740мм 37%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,19
EUR 97,79
Реклама
Дороги и транспорт интервью «Водителям запрещено обгонять дорожников»: как выглядит уборка снега за рубежом — интервью с экспертом

«Водителям запрещено обгонять дорожников»: как выглядит уборка снега за рубежом — интервью с экспертом

Этот материал заставит иначе взглянуть на работу коммунальных служб и дорожные реагенты

Зимняя уборка дорог — животрепещущая тема, но не всем понятно, как устроен этот процесс

Снег на дорогах, кажется, вечная головная боль для жителей Екатеринбурга и муниципальных властей. Автомобилисты и пешеходы часто недовольны качеством уборки, многие из них уверены, что реагенты, которые используются в снегоуборочной кампании, небезопасны. В пример уральцы нередко приводят западные дорожные службы, полагая, что со снегопадами и уборкой они справляются лучше.

Как же на самом деле чистят дороги за границей, какую химию для этого используют и чем российские дорожники отличаются от иностранных коллег — рассказала Анна Климентова, руководитель Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Ответы на самые популярные вопросы про зимнюю уборку дорог читайте в этом материале.

  1. Как организована уборка дорог за рубежом?
  2. Как работают дорожные службы в России?
  3. А как чистят дороги в Москве? Там применяют передовой опыт?
  4. Что такое реагенты? Зачем они нужны?
  5. А в других городах и странах используют реагенты?
  6. Активисты постоянно выступают против реагентов. Что будет, если не использовать их?
  7. А как обрабатывают тротуары?
  8. Как чистят дороги в Екатеринбурге?
1

Как организована уборка дорог за рубежом?

За рубежом к зимнему содержанию дорог подходят комплексно. Там много денег и времени уделяют погодному мониторингу. Есть четкая система метеопрогнозирования: спутники и датчики в дорожном полотне. Центр управления получает информацию о погоде на ближайшие 10 дней. Сверяет прогноз с состоянием дорожного полотна и на основании этих данных дает поручение — нужна ли обработка реагентами определенных участков или рассола на проезжей части достаточно и льда не будет. Перед снегопадами все дороги предварительно обрабатываются. В Норвегии это настолько продвинуто, что водитель только ведет машину, а техника автоматически по сигналу из Центра рассыпает нужное количество веществ.

Когда идет снег, есть два подхода. Первый — сценарий Нью-Йорка. Здесь власти могут выдать предписание закрыть движение для всех, кроме дорожных и специальных служб. В такие дни горожан могут попросить не выезжать из дома. Когда снегопад заканчивается, дорожники за два часа прогребают это всё по пустым улицам. После этого жизнь возобновляется. Возможен ли у нас такой сценарий? Вряд ли, хотя каникулы длиною в зиму — неплохая идея.

В Нью-Йорке во время снегопада движение перекрывают, на Урале такое сложно представить

Второй подход применяют в северных странах Европы. Например, в Германии дороги чистят во время снегопада. Но у дорожников привилегированные права на проезжей части. Когда идет дорожный клин, его нельзя обгонять, в него нельзя встраиваться. Устраиваются «зеленые волны», чтобы клин не останавливался, быстрее очистил улицы, и водители терпеливо едут за дорожниками.

2

Как работают дорожные службы в России?

У нас действительно жесткие требования к уборке. Это не блажь России, это мировые требования по обеспечению безопасности дорожного движения и реалии современности. Чем больше машин на улицах, тем быстрее они должны двигаться, чтобы не парализовать город. Чем быстрее мы хотим ехать — тем чище должна быть проезжая часть. Любой снег и лед на дороге — это снижение средней скорости потока на 10–15 км/ч, пробки и аварии.

Во всем мире дорогу с интенсивным движением — свыше 3000 автомобилей в сутки — обязаны убрать до черного асфальта за два часа. Принимают работу подрядчиков во многих странах, замерив коэффициент сцепления специальной тележкой. И показатель должен быть как на мокрой дороге летом. То есть подрядчику платят за конечный результат работы. У нас же часто оценивают, безопасно или нет на дороге, субъективно: пошаркав ногой или, наоборот, руководствуясь соображением «если грязь/песок есть, значит, убрали». Конечно, такое умозаключение далеко от реальности.

В России качество уборки дорог оценивают субъективно

Снег не растает сам. Его нужно убирать. Чем меньше препятствий на дороге в виде автомобилей, тем проще и быстрее почистить улицы. Именно поэтому, как я уже сказала раньше, в густонаселенном и «упакованном» авто Нью-Йорке часто практикуют «посиделки в снегопад». И люди с пониманием относятся к таким ограничениям и неудобствам. Еще одно железное правило — если снег убирают с обочины, там заранее ставят знаки о запрете парковки. И автовладельцы не паркуются. Редких нарушителей отвозят на штрафстоянки. Удовольствие проигнорировать просьбу дорожников убрать автомобиль может вполне обойтись в 200–500 долларов. Тротуары и дворы — забота владельцев магазинов и жильцов. И тоже 2 часа на уборку или штраф. У нас же спрос с дорожников как за границей, а прав и привилегий нет. Подрядчики в России — обычные участники движения, без каких-либо полномочий. Лавируют между авто, стоят на светофоре. Кстати, отечественная техника зачастую не позволяет прервать рассыпку реагентов, пока машина стоит. Отсюда и горы «соленого добра» на дорогах. Битва за парковки и возможность их почистить у нас тоже достойна триллера.

Именно поэтому наши дорожники стараются делать работу, когда машин нет. Рано утром они обработали дороги реагентом, чтобы ничего не заледенело. А вот когда приходит время уборки — на улицах уже интенсивное движение. Убрать получившуюся кашу в нужный временной интервал удается не всегда. Конечно, можно поступить как в Германии и вывезти дорожный клин во время интенсивного движения, но думаю, проклятий на головы дорожников посыплется еще больше.

3

А как чистят дороги в Москве? Там применяют передовой опыт?

В Москве также используют комплексный подход. В Москве есть Центр управления, есть метеодатчики прогнозирования. Вся информация стекается в этот штаб, из штаба идет распоряжение, сколько и каких реагентов сыпать. За два часа до снега выезжает техника — современная, с электронными дозаторами, — они заранее обрабатывают дороги реагентами. В Москве уже 10 лет используется 4 вида реагентов — в зависимости от погодных условий. Дорожный клин выпускают чаще, чем в других городах, но тоже стараются избегать часов пик.

Для эффективной уборки дорог в Москве используют комплексный подход
4

Что такое реагенты? Зачем они нужны?

Вещества, которые препятствуют зимней скользкости, — противогололедные материалы. Они делятся на фрикционные, которые, попадая в снег, не растворяются, а создают шероховатость, и реагенты, которые при контакте с водой начинают растворяться, в основном это разные соли. Люди думают, что во время работы реагентов происходит какая-то химическая реакция. На деле речь идет о физических свойствах веществ — они растворяются сами и топят лед. Что такое реагенты? Это всем известные соли и не только. Сахар и спирт тоже реагенты. Всё, что обладает свойством растворяться и по ходу превращать воду из твердого состояния в жидкое, можно считать реагентами. Многие соли, применяемые как реагенты, присутствуют в природе — в море, в еловых шишках, малине, клубнике, киви.

Главная задача смесей, которыми посыпают дороги, — борьба с гололедицей: они либо создают шероховатость, либо подтапливают лед, чтобы грейдерам было легче его убирать

Основная задача реагентов — не дать снегу утрамбоваться, а лед растопить. В талом виде такие осадки легко смести техникой. Основная проблема снега в том, что он очень быстро слеживается, образуется очень плотный и скользкий наст. Если снег утрамбовался, его уже очень тяжело счистить. Поэтому правильное содержание дорог на уровне мировых стандартов — перед снегопадом небольшая обработка реагентами, чтобы первый снег подтаял и образовал «подушку» между следующим слоем снега и асфальтом. Тогда он не укатается. Его можно будет легко убрать.

5

А в других городах и странах используют реагенты?

Да. В любом городе, где есть снег и есть требование чистить дороги до асфальта, используют реагенты. Например, в Норвегии применяют 325 тысяч тонн реагентов в год, в Финляндии — 120 тысяч тонн. Это около 8 кг на 1 м2 дороги за зиму.

Реагенты используют и по всей России. Соли для дорог использовались испокон веков — как в чистом виде, так и в песко-соляных смесях. Люди говорят: раньше не было такого. Но на самом деле в песко-соляную смесь всегда добавлялось минимум 10–15% соли. Эта химия у нас всегда была. В среднем на одну «порцию» песко-соляной смеси приходится 35–50 г соли. Сейчас в чистом виде солей, без грязной составляющей — песка, используется столько же. То есть «химической» нагрузки не стало больше. Более того, доля хлорида натрия — самого агрессивного реагента к почвам и металлу — становится меньше. Так как современные материалы содержат в том числе и более щадящие соли и ингибиторы. Так что вреда для окружающей среды на самом деле с переходом на современные композиции меньше. А отказ от песка в городах приносит только пользу — меньше пыли, грязи, меньше расходов на весеннюю уборку.

Убирая дороги зимой, коммунальные службы думают о весне — поэтому отказались от песка, он превращается в грязь в теплое время года
6

Активисты постоянно выступают против реагентов. Что будет, если не использовать их?

Заменить реагенты предлагают песком и щебнем. Но их невозможно использовать на чистых дорогах — они не позволят держать снег талым. Их можно применять только на дорогах в накате, то есть выпавший снег нужно утрамбовать, а сверху рассыпать желательно горячий щебень. Но это возможно только на низкоинтенсивных дорогах. Когда по дороге проезжает 20 тысяч машин за пару часов, песок сносится с дорог. А автомобили своими шинами подогревают дорогу и образуют колею. Ни в одном городе, в том числе и в Екатеринбурге, невозможно содержать дороги под уплотненным снежным покровом — слишком интенсивное движение, будут колеи.

Есть примеры экспериментов по временному отказу от реагентов. Например, в соседнем Челябинске. В итоге в январе этого года у них увеличилась колейность и, как результат, аварийность. После того как ГИБДД оштрафовала подрядчика на миллион рублей, власти вернули реагенты. Похожая ситуация была в Красноярске, где под давлением общественников с ноября мэр решил отказаться от реагентов. Два месяца они чистили дороги механически. Аварийность выросла на 30%. ГИБДД также вышла с резкой критикой, штрафами, сейчас там дали распоряжение использовать реагенты.

Держать дороги Екатеринбурга в накате невозможно — в утрамбованном снеге быстро появятся колеи, а это ведет к авариям. Поэтому дороги необходимо чистить до асфальта

Масштабный эксперимент был в Санкт-Петербурге в 2016 году, до этого город применял до 100 тысяч тонн реагентов в год. Также был рост аварийности, девятибалльные пробки. Три года город мучился. В этом году вернулись к реагентам. Это не прихоть дорожников или мэров, это закономерность.

В Екатеринбурге интенсивность движения — 25–50 тысяч автомобилей в сутки. В таких условиях невозможно содержать дороги без реагентов.

7

А как обрабатывают тротуары?

Екатеринбург — один из первых городов, который пошел по мировому пути и отказался от песка на тротуарах. Вместо него используют дресву — небольшие камешки, которые создают шероховатость на дороге.

В Москве для тротуаров используется смесь из 70% мраморной крошки и 30% реагентов. Мрамор также создает шероховатость, но к весне он растворяется. Когда снег тает, на улицах нет скопившегося камня. За зиму на тротуары Москвы высыпают 150 тысяч тонн таких материалов, если бы это был гранит или отсев — к весне на тротуарах был бы слой камней в несколько сантиметров. Их еще нужно как-то убрать. Целый парк пылесосов должен быть, чего тоже нет ни в одном нашем городе.

8

Как чистят дороги в Екатеринбурге?

На этот вопрос ответил Владимир Капустин, заместитель председателя комитета по благоустройству:

— Содержание дорог зимой — это сложный процесс. Мы внимательно следим за прогнозами погоды, к нам приходят оповещения о снегопадах. Также существует превентивная обработка противогололедными материалами, чтобы выпавший снег не сформировался в накат. И после снегопада организуется посыпание проезжей части, тротуаров, снег убирают вправо. Затем обработка реагентами. Когда они сработают, гололедица отходит, превращается в рыхлый снег, его тоже сметают вправо, после чего он грузится в самосвалы и вывозится на снежные полигоны.

В Екатеринбурге уборка дорог идет в несколько этапов: обработка до снегопадов, выпавший снег сметают к обочинам, а после — собирают его и вывозят

На проезжей части мы обязательно используем реагент «Бионорд» от Уральского завода противогололедных материалов, на тротуарах — мелкофракционный щебень. Отказаться от реагентов невозможно, потому что зимой образуется гололедица, в целях безопасности дорожного движения мы вынуждены применять реагенты. Когда-то давно применяли песко-соляную смесь, но соль с песком сгребается вместе со снегом на газоны. И у нас газоны будут не земляные, а песчаные, потом песок опускается в ливневую канализацию, засоряет ее. С реагентами этих проблем нет.

Партнёрский проект.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления