В Екатеринбурге в феврале 2021 года навсегда закрыли старое трамвайное кольцо на станции «Южной». Официально в Гортрансе заявили, что оно больше не будет эксплуатироваться, поскольку ему нашли замену. Вместо «Южной» вагоны направили к кольцу возле станции метро «Ботаническая».
Трамвайное кольцо на «Южной», построенное в 1957 году, планируют полностью разобрать летом 2021 года, во время капремонта улицы 8 Марта. В этой колонке водитель трамвая Максим Кожин рассуждает о том, почему кольцо слишком рано «отправили на пенсию» и какую пользу оно бы еще могло принести трамвайному движению.
О том, что кольцо на «Южной» закроют, у нас ходили слухи, и вот настал этот момент. Думаю, что демонтировать его решили по двум причинам, первая из которых — это реконструкция дороги по улице 8 Марта. Скорее всего, схему проезда изменят, чтобы упростить движение на этом участке, где дорога пересекается с рельсами и идет на изгиб.
Но есть и вторая причина, на мой взгляд, более весомая. У нас есть дефицит стрелочных переводов, и за каждую стрелку трясутся, а на кольце «Южной» стрелок сразу несколько штук. Вот только есть одно «но». Все эти разворотные кольца, путевое хозяйство и наличие стрелок — это залог качественной работы трамваев в городе.
Мы, к сожалению, не метрополитен, где движение поездов срывается пару раз в год от силы. У нас сбой в движении возникает каждый день. Любая экономия на путях сразу дает о себе знать. Вот и с «Южной» будет то же самое. И наличие поблизости еще одной конечной с разворотным кольцом — это вовсе не аргумент.
Приведу пару говорящих примеров:
Несколько лет назад у нас убрали съезд на кольце станции «7 Ключей». Раньше там был небольшой кармашек, под один состав. Когда приезжал кто-то неисправный или кому нужно было отстояться до расписания, он загонял состав в этот карман и не мешал основному движению. Во время замены путей съезд убрали. На вопрос водителей зачем ответ был один: не хватает стрелочных переводов. С тех пор режим движения на кольце «7 Ключей» стал как почти везде в городе: 15 минут — ни одного вагона, а потом едут сразу пять.
Если кто помнит, то до конца девяностых существовало кольцо, аналогичное «Южной». Оно находилось во Втузгородке, за остановкой «Комсомольская» в сторону моста, идущего на ЖБИ. При каких-то ремонтах или перекрытиях на ЖБИ часть трамвайной ветки продолжала функционировать практически до самого моста. Но сегодня из-за отсутствия разворотного кольца линия на ЖБИ (одна из самых часто закрываемых) часто перестает работать от самого перекрестка Ленина — Гагарина возле УрФУ.
К чему я всё это? К тому, что эти разворотные кольца нужно беречь как зеницу ока. Необходимо и «Южную» сохранить, и другие кольца открывать. Например, на Уралмаше, если закрывается движение по улице Победы, то почти весь Уралмаш остается без трамвая. Почему в свое время не сделали полноценный трамвайный разворот на площади Коммунаров? Там должно быть не только разворотное кольцо, но и возможность повернуть на любую из пяти линий. Что мы видим? На новейшей линии по улице Татищева регулярно не ездят вагоны только лишь по той причине, что закрывается движение через площадь 1905 года.
В свое время я проанализировал многие трамвайные системы России, от мегаполисов до небольших городов. Изучил плюсы и минусы. На мой взгляд, случай с кольцом на «Южной» как раз из тех, которые идут во вред трамвайной инфраструктуре. Если при строительстве трамвайной линии в Верхнюю Пышму не будет хотя бы двух обгонно-разворотных колец, то при любом закрытии движения вся новая линия будет парализована.
Но если у нас в Екатеринбурге всё-таки решили капитально экономить на путевом хозяйстве, то лучше переходить на двустороннюю систему, как метро, где у поездов кабины спереди и сзади. Двусторонние составы могут сохранить движение почти всегда, поскольку могут ехать в обратную сторону. Вместо кольца, занимающего полквартала, можно будет использовать съезды с одного пути на другой. Такие станции много места занимать не будут. Да и стрелок потребуется в два раза меньше, ведь вместо транзитных путей будут тупики.
Чтобы перейти на двустороннюю систему, нужно постепенно обзаводиться двусторонними составами. Со временем, когда таких вагонов будет всё больше и больше, многие поймут, сколько же было лишних трудностей у трамваев с одной кабиной. Нужно понять, что у одностороннего трамвая в XXI веке в принципе не может быть будущего.
Проблема трамвая не в том, что он старый, а в том, что у него нет второй кабины и дверей с левой стороны. По сути, односторонний трамвай — это баран который упирается в препятствие и будет стоять часами, пока ему не освободят дорогу. Это неправильно.
Согласны с автором?
Ранее Максим Кожин рассказывал о том, как вагоновожатые занимаются очисткой рельсов с помощью древнего трамвая-снегочиста.