В подземном переходе на Московском тракте (недалеко от торгового центра «Мега») есть граффити, посвященные мужчине в очках, на плече которого сидит прыткая ящерица. Справа — написан стих:
«Тропа увела тебя в мир света
без лишних расстояний,
Там есть на всё ответы».
Человека, которому друзья посвятили этот рисунок, звали Дмитрий Самороков. Он погиб в ночь на 21 августа 2020 года, не дожив пары месяцев до своего 42-летия. Трагедия произошла в момент, когда Самороков находился возле автобусной остановки. Мужчину на огромной скорости сбил Hyundai Solaris. Автомобиль разорвал тело Дмитрия пополам, ударив его о край остановки. Водитель легковушки также скончался на месте. Расследование этого жуткого ДТП длилось несколько месяцев. Итог — отказ в возбуждении уголовного дела.
Набор трагических совпадений
Дмитрий Самороков был интеллигентным человеком с инженерным образованием. Он обожал природу и занимался фотографией. В кругах друзей Дмитрий был больше известен как организатор походов. Мужчина был родом из Артёмовского. Это рассказали нам друзья погибшего.
Достоверно неизвестно, почему в тот поздний час 21 августа 2020 года он стоял на автобусной остановке. Вероятнее всего, Дмитрий ловил попутку, чтобы поехать в направлении Первоуральска. За секунды до аварии по правой полосе дороги ехал Mitsubishi Lancer, за рулем которого находился 51-летний Эльман Рагимов.
В момент, когда Mitsubishi уже доехал до остановки, сзади в него на большой скорости въехал Hyundai Solaris, за рулем которого находился 36-летний житель ВИЗа Дмитрий Оборин. Когда Эльман вернулся на место столкновения, он обнаружил перевернутый Hyundai с мертвым Обориным внутри и искалеченное тело Дмитрия Саморокова, лежащее на ступенях, ведущих в подземный переход.
— Я ехал из Екатеринбурга в Первоуральск по правому ряду, где-то 50–60 километров в час. И вдруг удар сзади! И после этого меня занесло, откинуло к левому ограждению, а эта машина опрокинулась, — рассказывал на месте происшествия шокированный Эльман Рагимов.
Трагедия без наказания
12 января 2021 года, сразу после новогодних каникул, полицейский следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Изначально было понятно, что дорожный замес напротив «Меги», скорее всего, не дойдет до суда, поскольку Оборин и Самороков не выжили. Однако по закону полицейским необходимо было тщательно изучить обстоятельства произошедшего.
В первые часы после аварии в ГИБДД Екатеринбурга сообщали, что, по предварительной информации, Дмитрий Самороков в момент столкновения находился на проезжей части и первым принял на себя удар от Hyundai. Однако на наш запрос в ГСУ следователи ничего не упомянули о вине пешехода. Зато из письма стало понятно, по какой причине Оборин устроил страшное столкновение на широкой, ярко освещенной фонарями трассе.
— Установлено, что водитель Hyundai находился в состоянии опьянения, нарушил требования правил дорожного движения, — отметили в ГСУ ГУ МВД по Свердловской области.
Известно, что за годы вождения Оборин накопил солидную коллекцию штрафов. Он привлекался к ответственности за пьяное вождение, за тонировку, превышение скорости, за оставление места ДТП и так далее.
Можно ли избежать таких смертей?
Авария напротив «Меги» стала стечением негативных обстоятельств, но при этом высветила другую проблему: близость оживленной автобусной остановки к скоростной дороге. После гибели Дмитрия Саморокова к нам в редакцию позвонил один из его друзей.
— Неважно, что Дмитрий делал на остановке в поздний час, но необходимо найти причины произошедшего, поскольку это уже не первое ЧП в этом месте, — подчеркнул он. — Остановка расположена в таком месте, где водители прилично разгоняются после проезда Новомосковского рынка. А возле автобусной площадки постоянное движение пешеходов, особенно в часы пик. Кого-то подвозят, кого-то забирают. Это регулярное скопление людей никуда не исчезнет, потому что рядом огромный торговый центр и рынок. Ведь, по сути, мы имеем дело с трассой в городской черте.
Замглавы «Городских проектов» в Екатеринбурге Александр Свалухин считает, что скоростной участок на Московском тракте нужно сократить. Сейчас знак «Окончание населенного пункта» висит в районе автоцентра на Металлургов, 60, что за полтора километра до автобусной остановки возле «Меги». Если перенести знак дальше, на участке будет городской скоростной режим 60 км/ч.
— Я думаю, что жизни и здоровье людей важнее пропускной способности. В целом нужно снижать скоростной режим в городах и отменять эти нештрафуемые +20 км/ч, — подчеркнул Свалухин. — А вблизи остановки можно обустроить наземный пешеходный переход со светофором с кнопкой.
Подземный переход там ужасный, его сложно преодолеть людям с коляской или пожилым. А молодежь в этом месте периодически перебегает, перепрыгивая через отбойники. Но никто их там не ожидает увидеть. Если будет переход со светофором и кнопкой — появление пешеходов в этом месте будет ожидаемым для водителей. К тому же светофоры выравнивают скоростной режим, — подытожил замглавы «Городских проектов».
Есть и еще пара вариантов.
Сделать в этом месте уширение проезжей части – отсыпать обочину и разместить на ней 100-метровый заездной «карман» по ГОСТ Р 52766-2007 (пункт 5.3.3.3).
Переместить знак «Конец населённого пункта» после этой остановки. Тогда остановка будет находиться в пределах городской черты и защищённый остановочный «карман» можно делать более компактным. Например, как на улице 8 Марта (остановка «Южная»). Такой вариант реализовать проще, так как он потребует гораздо меньше земляных работ.
Нужно ли снижать скорость на Московском тракте?
Недавно мы рассказывали, что следователи отказались возбуждать уголовное дело в громкой истории с обрушением моста на Челябинском тракте. Виновником этого происшествия (а также единственным пострадавшим) оказался водитель самосвала, который забыл опустить кузов машины.