Екатеринбург продолжает страдать от погоды и плохой уборки снега. Дороги сначала покрываются грязью, а потом, после резкого похолодания, превращаются в лед. Уральский автоэксперт Дмитрий Ларионов написал, как, по его мнению, водители могут научиться управлять заносами и снизить риск аварии на дороге.
Меня иногда спрашивают, как на полном приводе справляться с заносом. «Ну у тебя же полный привод». Да, это не так тривиально, и рассказать на пальцах сложно: в отличие от переднего или заднего привода, каких-то единых простых рекомендаций для полного привода нет. Однако для любого автомобиля справедливо правило: с заносом надо не справляться, это неправильное слово. Занос — это не грязь на стекле, с которой можно справиться нажатием пальца на рычажок. Занос — это часть движения, он всегда меняет направление движения. И им надо уметь управлять.
Для любого оперативного управления важно иметь быструю обратную связь и уметь быстро на нее реагировать. Вспомните, как вы учились вождению: когда вы впервые выехали на дорогу, в первые минуты самой большой проблемой было удержать автомобиль в пределах полосы. В этот момент наш мозг привыкает к связи между движением рук и движением автомобиля: руки управляют рулем, а глаза видят результат (получают обратную связь). Когда привычки еще нет, мозгу надо время, чтобы обработать картинку. От этого возникает задержка, реакция на результат начинает запаздывать, и как итог — движение становится зигзагообразным. Это опасно. Но, когда появляется привычка, глаза начинают быстро распознавать результат (ускоряется получение обратной связи), реакция на него также становится быстрой, и со временем вам становится легко даже предсказать движение автомобиля от определенного воздействия на руль. И вы уже не задумываетесь, как именно у вас получается плавно вести машину, с какой интенсивностью вы воздействуете на руль на разной скорости и с разным расстоянием от разметки или соседней машины.
Любое обучение происходит именно так. И обучение управлению заносом не исключение. Только здесь обратная связь работает совсем иная. Чтобы чувствовать движение автомобиля в заносе, глаз уже недостаточно. Для своевременного обнаружения заноса и для эффективного управления автомобилем, движущимся вбок, нужно чувствовать действующие на него боковые и вращающие силы. В этом водителю помогают вестибулярный аппарат и проприоцепция (кинестезия, мышечное чувство, «ощущение положения тела»). Именно с их помощью водитель может «в режиме реального времени» чувствовать, осязать, как и куда движется автомобиль прямо сейчас, какие на него действуют силы, чувствовать взаимосвязь действий с изменениями в движении, предугадывать дальнейшее движение, совершать упреждающие действия.
Глаза в этом процессе тоже важны, но их роль — это роль второго плана: зрение лишь помогает держать направление, контролировать обстановку в целом. Представьте себе, что вам задали вопрос: «Как плавно водить машину? Как ты так классно держишь автомобиль в полосе?» Что вы на него ответите? «Куда надо, туда и рули»? Есть ли какой-то универсальный ответ для любой конкретной ситуации? Конечно нет.
Единственным правильным ответом будет: «Этому надо учиться». Вот и с управлением заносом так же. Да, есть простые советы, которые могут сработать в простых ситуациях. Например, когда у вас много пространства для маневра и когда у вашей машины передний или задний привод. А могут не сработать. Но это лучше, чем ничего. Возможно, эти советы даже спасут кому-то жизнь. С полным приводом ситуация перестает быть простой. Вот и всё. Это вовсе не значит, что с полным приводом заносом управлять невозможно. Просто это делается по-другому, и для такого управления нужно «чувствовать автомобиль». На пальцах это не объяснить. Чтобы действительно расширить границы и обрести уверенность не только в тривиальных ситуациях, нужно УЧИТЬСЯ. Целенаправленно. И вот это — действительно универсальный совет. Только у меня нет ответа на вопрос, ГДЕ учиться. И вот это — проблема. Сам-то успел.
В прошедшее воскресенье в авариях на дорогах Свердловской области пострадали восемь человек. Ранее мы рассказывали, что плохая уборка снега в Екатеринбурге делает автохамами даже самых приличных водителей. А по мнению будущего мэра Екатеринбурга Алексея Орлова, снег на дорогах — это хорошо для урожая.
Согласны с автором?