На муниципальных автобусных предприятиях Екатеринбурга на днях прошли встречи с начальством. Водителей собрали, чтобы рассказать, что они будут зарабатывать по новому принципу. Суть его сводится к тому, что сумма получки больше не будет зависеть от числа перевезенных пассажиров. Хорошо получать будут те работники, кто соблюдает расписание.
Казалось бы, зарплата — внутреннее дело предприятия. Но речь идет о качестве обслуживания пассажиров на городских маршрутах. Жалоб от горожан на огромные интервалы и гонки автобусов в Екатеринбурге хоть отбавляй. А новый принцип формирования дохода у водителей положительно повлияет как раз на эти негативные факторы. Во всяком случае, так уверяют в Гортрансе.
Главное, чтобы не бились!
Известно, что все изменения вступят в силу уже 1 апреля 2021 года. Коллектив, как и положено по закону, уведомили о нововведениях за два месяца до утверждения правил.
— Мы проанализировали ситуацию и решили, что убираем премирование — так называемую доходную часть за перевозку пассажиров, — объяснил источник в Гортрансе. — Делается это намеренно, чтобы снизить риск возникновения аварий, когда водители гоняются за тем, чтобы подобрать побольше людей. И нередко такие покатушки доводят до драк на дорогах. Водители подрезают друг друга.
По словам работников предприятия, расписания выстроены таким образом, чтобы водитель мог спокойно двигаться по маршруту и никуда не гнать. А регулярность движения, считают на предприятии, — залог доходности.
— Если люди увидят, что автобусы приезжают на остановку каждые восемь-десять минут, то пассажиры на этой остановке обязательно будут. А сейчас у нас машины часто едут впритык друг к другу, а потом возникает брешь в расписаниях до 40 минут. Но с весны у водителей не будет целей полностью забивать салон пассажирами, гонки за пассажирами исчезнут. Задачи сведутся к выполнению графика, — объяснили в автобусном парке.
А что будет с зарплатами?
В руководстве Гортранса уверяют, что, если водители будут соблюдать расписание, их доходы останутся прежними. За попадание в пробку штрафовать не будут: это неизбежное зло в уральской столице. Если автобус попал в глухой затор и выбился из графика, на его маршруте будет введен так называемый режим бездорожья. То есть водитель приедет на остановки с опозданием, но при этом премиальную часть за этот день ему не урежут.
А вот за срывы графиков без объективных причин в Гортрансе пообещали штрафовать по полной программе.
— Будут дисциплинарные взыскания. Или за гонки, или за опоздания без объективных причин, — подчеркнули на предприятии.
В коллективе водителей грядущие изменения восприняли без оптимизма. Люди пришли к выводу, что истинная причина реформы с получкой лежит где-то посередине. Якобы начальство таким образом не только снизит риск аварийности, но и сэкономит на зарплатах.
— Найдут причину не платить эту самую доплату за регулярность. Захотят — 40% заплатят, захотят — 30%. Тут будет на усмотрение начальства, такое уже практикуется в трамвайных депо, где наказывают за малейшее отклонение от графика, — рассказал один из работников.
— Теперь в доход будут включать доплату за регулярность рейсов — 40%. А оставшуюся часть зарплаты составят отработанные часы. Плюс еще набор мелких доплат за культуру вождения, уральский коэффициент немного повысят. Но пока, по моим расчетам, я теряю от зарплаты около 3–4 тысяч рублей, и так будет у всех, кто работает на доходных маршрутах, где много пассажиров. Потому что премия за доходы высокая. И жаль ее потерять, — подытожил другой работник автобусного парка.
Напомним, безопасность и соблюдение расписания были названы ключевыми факторами во время презентации транспортной реформы Екатеринбурга. Речь шла о том, чтобы перевести всех перевозчиков на так называемые брутто-контракты и платить им за соблюдение графика, а не за число перевезенных пассажиров, как это делается в настоящее время.