В понедельник вечером на перекрестке улиц Серафимы Дерябиной и Шаумяна столкнулись три автомобиля. 60-летний водитель Peugeot нарушил правила, выехав на перекресток на красный свет, и получил удар от Opel. После столкновения Peugeot отлетел в сторону тротуара, по которому шли несколько человек, в том числе женщина с ребенком. Неуправляемый автомобиль разрушил забор, но на тротуар не выехал.
В этой колонке замглавы «Городских проектов» в Екатеринбурге Александр Свалухин анализирует роль ограждения в спасении пешеходов. Дадим ему слово.
Про вред заборов сказано уже очень много. В Екатеринбурге таких ограждений более 200 километров: город тратит сотни миллионов рублей на их установку и содержание. Заборы закрывают обзор водителям, портят вид города, усложняют и удорожают уборку грязи и снега.
Сегодня поговорим про пользу заборов. Вечером 25 января на перекрестке Шаумяна — Серафимы Дерябиной произошло тройное ДТП и забор защитил пешеходов на тротуаре. Так ли это на самом деле?
Сразу скажу, что пешеходные ограждения не предназначены для того, чтобы останавливать автомобили. Единственная их функция — ограничивать и направлять пешеходные потоки.
Давайте разберем видеозапись и фотографии. Столкнулись автомобили. Один из них повернуло в сторону тротуара, где он въехал в ограждение. Судя по фото с места ДТП, удар пришелся по столбику, являющемуся частью пешеходного ограждения. Столбик машину и остановил, а вот одна из секций забора оторвалась и пролетела несколько метров по тротуару. По счастливой случайности на ее пути не оказалось людей.
Если бы там были люди, этот кусок железа нанес бы им тяжелые травмы, а для маленького ребенка удар такой конструкции был бы смертельным. И авария освещалась бы уже совсем по-другому.
Выводы:
1. В аварии получили повреждения три машины, а люди в них, судя по всему, не пострадали. Это стало возможным из-за невысокой скорости столкновения. Скорость — основной фактор, влияющий на тяжесть ДТП. В городе необходимо снижать скоростной режим и применять меры успокоения трафика.
2. При невысокой скорости столкновения столбик оказался полезен: принял на себя удар и погасил скорость. Но от него бы не было никакого толку на более высоких скоростях. Достаточно вспомнить прошлогодние аварии на Пехотинцев, на Токарей, на Малышева, в которых машины сносили заборы, а люди получали тяжелые травмы.
3. Заборные секции травмоопасны при столкновениях даже на невысоких скоростях. Городские власти должны помнить об этом, когда заказывают установку новых пешеходных ограждений. Обновившийся в прошлом году ГОСТ Р 52289-2019 разрешает вместо заборов устраивать сплошную посадку кустарника или делать газон метровой ширины.
У «Городских проектов» есть проект «Екатеринбург без заборов», у которого три цели:
1. Не допустить установки новых заборов там, где они не обязательны по ГОСТу.
2. Инициировать демонтаж заборов, ставших необязательными по ГОСТу (которые стоят на широких газонах).
3. Способствовать тому, чтобы обязательные по ГОСТу ограждения заменялись на сплошную посадку кустарника или метровые газоны.
Согласны с автором?