Всю прошлую неделю Екатеринбург гудел из-за плохо убранного снега. Жители ругали мэрию и просили привлечь побольше техники из районных ДЭУ. Мы привыкли, что сугробы с улиц убирают грейдеры, лаповые погрузчики и самосвалы. Но мало кто знает о трамваях-снегоочистителях, задача которых — привести в порядок трамвайные пути. Эту технику довольно редко можно увидеть на улицах города, особенно в дневное время.
В трамвайных парках уральской столицы встречаются заслуженные снегоочистители (или просто снегочисты), которые за внешний вид очень хочется поставить в музей. В этой колонке екатеринбургский вагоновожатый Максим Кожин рассказывает любопытные подробности о работе на такой технике.
От каждого депо, в основном ночью, выезжает один трамвай-снегоочиститель, и у каждого свой маршрут. Таким образом, три снегочиста за ночь охватывают всю трамвайную сеть города. Обычно на одном вагоне работают два водителя: они чередуются, выходя по ночам. А в периоды сильных снегопадов в дневное время могут привлекать водителей обычных пассажирских вагонов.
Все мы, водители с городских маршрутов, безотказно помогаем каждый своему депо, когда нужно выехать и очистить пути от снега. Разумеется, смена на таком вагоне кардинально отличается от той, что проходит на линии с пассажирами.
Поскольку вагон сделан в далекие пятидесятые, здесь есть пневматика и компрессор, который нагнетает в резервуар сжатый воздух. А тот, в свою очередь, управляет через поршни тормозами или щетками. Также у вагона есть ручные тормоза (это устройство похоже на морской штурвал).
Чем лично мне нравятся снегочисты — они имеют кабины с двух сторон. В какую сторону понадобилось, туда и едешь. Без двух кабин снегочист был бы почти бесполезен, ведь, чтобы почистить все пути на конечных станциях и все съезды на узлах, нужно много маневрировать.
В прошлом я хотел быть машинистом электропоезда, но из-за не лучшего зрения дорога в машинисты мне была закрыта навсегда. Но на снегочисте можно себя полноценно почувствовать ретромашинистом на железной дороге. Экипаж, как правило, состоит из двух человек: водитель и путеец. Путеец переводит стрелки на маршруте следования, иногда их чистит, если это необходимо.
Ночью ездить проще, машин почти нет, людей и трамваев тоже. Можно весь маршрут проделать за четыре-пять часов. Вообще снегочист днем — это большая редкость. Их стараются не выпускать, потому что снег от щеток отлетает на машины и людей, а те в свою очередь этим очень недовольны.
Последнее время на некоторых составах стали убирать привычные крутящиеся щетки и ставить вместо них скребки. Такой снегочист называется струг. Снег он на машины и людей уже не отбрасывает, а лишь убирает его с путей в правую сторону. Когда ездишь днем, все прохожие на тебя смотрят, фотографируют, как будто увидели что-то необычное, хотя такие виды спецсоставов есть в любом трамвайном хозяйстве.
Ну а главный минус снегочиста — это звук. Шума очень много. Во-первых, тарахтение компрессора. Во-вторых, если едешь с включенной щеткой, она вращается с огромной скоростью и раскачивает весь вагон подобно маятнику, и ты вот так трясешься несколько часов подряд. При всем желании уснуть в работающем снегочисте нереально.
После смены обычно весь вагон в снегу. Мы его с путейцем чистим, чтобы снег потом не растаял в теплом цехе во время технического обслуживания вагона. Кстати, о тепле: в этих вагонах есть печки, а некоторые детали взяты со старых железнодорожных пассажирских вагонов. Несмотря на то что некоторым нашим вагонам-снегоочистителям лет под семьдесят, они все на хорошем ходу.
Иногда к ретростилю возвращаются и современные производители. Недавно мы рассказывали, что для Екатеринбурга купят трамвай прошлого века с деревянными сиденьями и кожаными ремнями на поручнях.
Согласны с автором?