Дороги и транспорт мнение «Конфликты неизбежны»: урбанист — о велодорожках, которые хотят обустроить на Малышева

«Конфликты неизбежны»: урбанист — о велодорожках, которые хотят обустроить на Малышева

Владимир Злоказов продолжает разбирать проект реконструкции улицы

Планируемая велодорожка на улице Малышева | Источник: проектная документацияПланируемая велодорожка на улице Малышева | Источник: проектная документация
Планируемая велодорожка на улице Малышева
Источник:

В этой колонке урбанист Владимир Злоказов продолжает анализировать проект мэрии по глобальной реконструкции улицы Малышева в Екатеринбурге. На этот раз речь пойдет о велодорожках, которые были предусмотрены авторами в проектной документации.

Во всем мире велосипедные дорожки проектируют и строят, чтобы обеспечить удобные пути движения для людей на велосипедах (а теперь еще и на электросамокатах). В Екатеринбурге же велосипедные дорожки строят, чтобы наказать людей на велосипедах за их транспортный выбор. По крайней мере к такому выводу можно прийти, если посмотреть на велодорожки, предусмотренные в проекте капитального ремонта улицы Малышева, опубликованного для обсуждения на официальном сайте администрации города.

Ради кого все эти сложности?

Прежде чем говорить о том, что не так с планируемыми велодорожками на Малышева, давайте поговорим, зачем они нужны. Иногда приходится слышать, что велосипедистов слишком мало, поэтому никакие велодорожки вообще делать не следует. Попробую обосновать их необходимость с позиции консерватора, которому всё это велодвижение вообще не близко.

Любой человек, пусть даже самый заядлый автомобилист, хотя бы иногда является пешеходом. Поэтому в интересах каждого из нас, чтобы по тротуарам можно было спокойно ходить, не уворачиваясь от велосипедов и электросамокатов. Чтобы удовлетворить этот интерес, можно, например, запретить передвигаться на велосипедах и самокатах по тротуарам и тщательно карать тех, кто нарушает этот запрет. Этот сценарий практически нереализуем. Максимум, на что хватает сил ГИБДД, — это небольшие кампании, которые не имеют никакого влияния на общую картину.

При этом стоит иметь в виду, что и велосипедов, и электросамокатов, будет становиться больше, а еще не за горами и электровелосипеды разных типов. Растет число пользователей-частников: кому-то надоели пробки и поиск парковочного места, кому-то — общественный транспорт, кто-то хочет быть в форме. Растет и число коммерческих пользователей. Развиваются онлайн-торговля и сервисы доставки, и можно с уверенностью сказать, что развиваться будет не только доставка на автомобилях, но и при помощи велосипедов и разных электрических гаджетов, так как в плотной городской среде это дешевле и эффективнее. Уже сегодня курьеры в зеленой и желтой униформе на китайских электровелосипедах, колесящие в любую погоду, не являются редкостью, а дальше их будет становиться только больше.

Если мы планируем улицы нашего города на будущее, то мы должны признать, что для микромобильности (велосипеды, самокаты и прочие гаджеты) нужно отдельное пространство для движения, даже если мы сами не планируем им пользоваться. Нужно такое пространство и на улице Малышева.

Что не так с велодорожками на Малышева?

Первая проблема состоит в том, что на большей части улицы никаких велодорожек не предусматривается вообще. Они появляются на нескольких участках и практически сразу прерываются.

Схема планируемых велодорожек на Малышева в рамках глобальной реконструкции | Источник: Владимир ЗлоказовСхема планируемых велодорожек на Малышева в рамках глобальной реконструкции | Источник: Владимир Злоказов
Схема планируемых велодорожек на Малышева в рамках глобальной реконструкции
Источник:

На всех остальных участках улицы Малышева нам предлагают довольствоваться «велопешеходной дорожкой совмещенного движения». Что это такое? По сути, это тротуар, по которому разрешено ездить на велосипеде.

В принципе, совмещенные велопешеходные дорожки — это хороший тип инфраструктуры. С его помощью можно экономно создавать велосипедные и пешеходные пути движения в местах, где нет и не ожидается высокой интенсивности вело- и пешеходного трафика. Например, в северной и местами довольно снежной стране Финляндии совмещенные велопешеходные дорожки являются основным типом инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов.

Велопешеходная дорожка и велопешеходное пересечение проезжей части в Оулу, Финляндия  | Источник: Google. MapsВелопешеходная дорожка и велопешеходное пересечение проезжей части в Оулу, Финляндия  | Источник: Google. Maps
Велопешеходная дорожка и велопешеходное пересечение проезжей части в Оулу, Финляндия 
Источник:

Финляндия, на минутку, является четвертой страной в Европе по уровню использования велосипедов (после Нидерландов, Дании и Германии), так что финны, наверное, знают, что делают.

Однако и сами финны признают, что совмещенные велопешеходные дорожки не подходят для центральных улиц с высокой интенсивностью движения пешеходов и велосипедистов. На центральных улицах необходимо создавать раздельные пути движения для этих групп, иначе конфликты неизбежны!

Велодорожка в Амстердаме | Источник: Владимир ЗлоказовВелодорожка в Амстердаме | Источник: Владимир Злоказов
Велодорожка в Амстердаме
Источник:

Улица Малышева является одной из наиболее оживленных в городе. Совмещенное движение на ней неуместно. Поэтому необходимо предусматривать велодорожки на всем протяжении улицы.

Доедете до зоны перекрестка, а дальше — как хотите!

Второй существенный недостаток тех велодорожек, которые все-таки есть в проекте, — то, что они прерываются перед каждым перекрестком. Примерно как сделано на проспекте Ленина между Московской и Вайнера, где что-то похожее на велодорожки появилось в 2017 году во время ремонта.

Некоторые участки велодорожек на проспекте Ленина сделаны вполне хорошо. На фото участок между Шейнкмана и Сакко и Ванцетти | Источник: Владимир ЗлоказовНекоторые участки велодорожек на проспекте Ленина сделаны вполне хорошо. На фото участок между Шейнкмана и Сакко и Ванцетти | Источник: Владимир Злоказов
Некоторые участки велодорожек на проспекте Ленина сделаны вполне хорошо. На фото участок между Шейнкмана и Сакко и Ванцетти
Источник:

Даже на тех участках, где велодорожки в целом проложены хорошо и имеют достаточную ширину, они прерываются перед зоной перекрестков.

На проспекте Ленина велодорожки доходят до перекрестка и прерываются | Источник: Владимир ЗлоказовНа проспекте Ленина велодорожки доходят до перекрестка и прерываются | Источник: Владимир Злоказов
На проспекте Ленина велодорожки доходят до перекрестка и прерываются
Источник:

Идея, а вернее, страх, из которого вытекает такое решение, состоит в том, что если предусмотреть велодорожки и в зоне перекрестка, то велосипедисты будут сбивать пешеходов, переходящих проезжую часть в перпендикулярном направлении и переходящих велодорожку.

Чего боятся в комитете благоустройству | Источник: Владимир ЗлоказовЧего боятся в комитете благоустройству | Источник: Владимир Злоказов
Чего боятся в комитете благоустройству
Источник:

Идея состоит в том, что, доехав до перекрестка, велосипедист должен спешиться, подойти к проезжей части, ведя велосипед рядом, перейти дорогу с пешеходами, дойти до начала велодорожки и только потом продолжить движение.

Никто так, естественно, не делает и никогда делать не будет. Велосипедисты просто доезжают до пешеходного перехода и пересекают проезжую часть по нему, нарушая при этом ПДД, разумеется, и иногда мешая пешеходам.

Страх этот, что интересно, присущ только одному подразделению администрации города — комитету благоустройства. В проектах, которые он курирует, велодорожки стабильно прерываются перед перекрестками. В проектах же, которые курирует комитет по строительству администрации, велодорожки проходят через перекрестки, а места, где их пересекают пешеходы, обозначаются разметкой «зебра».

Велодорожки в Солнечном районе Екатеринбурга не прерываются перед перекрестками | Источник: Google. MapsВелодорожки в Солнечном районе Екатеринбурга не прерываются перед перекрестками | Источник: Google. Maps
Велодорожки в Солнечном районе Екатеринбурга не прерываются перед перекрестками
Источник:

Нет никаких свидетельств тому, что это решение является потенциально опасным. На улицах, построенных комитетом по строительству, не сбивают массово пешеходов.

Об адекватности этого решения свидетельствует и мировой опыт. Нигде в мире не прерывают велодорожки перед перекрестками — на них просто наносят разметку, обозначающую приоритет пешеходов, и это работает!

Пешеходный переход через велодорожку на самом оживленном велоперекрестке в Амстердаме | Источник: Владимир ЗлоказовПешеходный переход через велодорожку на самом оживленном велоперекрестке в Амстердаме | Источник: Владимир Злоказов
Пешеходный переход через велодорожку на самом оживленном велоперекрестке в Амстердаме
Источник:

На улице Малышева в Екатеринбурге нужны велодорожки, позволяющие безопасно пересекать перекрестки отдельно от пешеходов, а не велодорожки, рассчитанные на модель поведения людей, которая никогда не реализуется.

Не трамваи — разъедутся!

Наконец, третья проблема с велодорожками на Малышева — это их ширина. Те велодорожки, которые все-таки есть в проекте, рассчитаны на движение в две стороны и имеют ширину два метра. К сожалению, это решение соответствует российским нормам, которые не слишком щедры к велосипедному транспорту, однако это не делает его адекватным.

В 2013 году мы в фонде «Город.PRO» тестировали различные варианты ширины велодорожек для одностороннего и двустороннего движения. Наше исследование показало, что двухметровая велодорожка в принципе может быть пригодна для двустороннего движения, однако на ней затруднен встречный разъезд, а также практически невозможен обгон при сколь-нибудь ощутимом уровне трафика.

Тест ширины велодорожек силами фонда «Город.PRO» и волонтеров-велосипедистов | Источник: Лариса БузуноваТест ширины велодорожек силами фонда «Город.PRO» и волонтеров-велосипедистов | Источник: Лариса Бузунова
Тест ширины велодорожек силами фонда «Город.PRO» и волонтеров-велосипедистов
Источник:

Не будем забывать, что велосипедисты — очень разные: кто-то едет быстро, кто-то медленно, а сейчас еще к этому уравнению добавились электросамокаты и электровелосипеды, которые едут значительно быстрее. По этой причине велодорожки должны быть достаточной ширины для встречного разъезда и обгона без выезда за пределы велодорожки. Если эти маневры нельзя будет осуществлять, оставаясь на велодорожке, то ее пользователи и не будут на ней оставаться — они будут ездить и по тротуару тоже. Никаких барьеров для этого предусмотреть не получится.

Нормальная ширина для велодорожки с двусторонним движением — три метра. Однако на Малышева предусмотреть такую велодорожку с какой-либо из двух сторон достаточно проблематично, особенно ближе к центру. Поэтому было бы правильным организовать движение велосипедистов и электросамокатчиков по двум велодорожкам с односторонним движением, расположенным по обеим сторонам улицы. Они могут быть более узкими — от 1,5 до 2 метров, поэтому их проще разместить в поперечном профиле улицы.

Односторонние велодорожки — решение, к которому велосипедистам Екатеринбурга, привыкшим ездить как угодно и где угодно, придется привыкать, однако оно также является общепринятым в мире и показало свою работоспособность.

Односторонние велодорожки удобно размещать на узких улицах. И, кстати, велодорожки не противоречат парковке | Источник: Владимир ЗлоказовОдносторонние велодорожки удобно размещать на узких улицах. И, кстати, велодорожки не противоречат парковке | Источник: Владимир Злоказов
Односторонние велодорожки удобно размещать на узких улицах. И, кстати, велодорожки не противоречат парковке
Источник:

Еще один важный аргумент за нормальную ширину велодорожек — возможность механизированной уборки. Возможно, вы замечали, что велодорожки на Ленина, там, где они отделены от тротуара деревьями и газоном, некоторое время чистили дворники с лопатами вручную! Это, конечно, совершенно неэффективно. Велодорожки должны проектироваться так, чтобы их можно было чистить трактором, и уже хотя бы поэтому они должны быть соответствующей ширины.

В предыдущей колонке Владимир Злоказов выступал за сохранение парковок на Малышева, которых может не остаться после реконструкции.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления