На Свердловской железной дороге произошло историческое событие: на работу в помощь машинистам впервые вышли женщины. До 1 января 2021 года представительницам слабого пола эта профессия была недоступна.
Сначала они изучали устройство локомотивов, а затем на специальных тренажерах, имитирующих кабины электровозов, отрабатывали навыки вождения. Практику девушки проходили не только в локомотивных, но и в моторвагонных депо Екатеринбурга и Перми. С начала года к исполнению трудовых обязанностей приступила 21 выпускница.
Шесть женщин пошли работать помощниками машинистов в пригородных электропоездах, курсирующих в Свердловской области и Пермском крае. Еще пятнадцать будут водить поезда дальнего следования. Их можно будет встретить на маршрутах Екатеринбург — Тюмень, Пермь — Екатеринбург, Пермь — Балезино (Удмуртия) и Екатеринбург — Дружинино.
— По инструкциям помощники машинистов контролируют работу локомотива и отслеживают показания приборов, следят за показаниями светофоров, сигнальных знаков и указателей для обеспечения максимальной безопасности движения поездов.
Первый набор на обучение в рамках программы по подготовке женщин — помощников машинистов был объявлен еще в июне 2020 года. По результатам отбора были сформированы учебные группы в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, — рассказали в пресс-службе РЖД.
Нам удалось пообщаться с Оксаной Соколовой, одной из новоиспеченных помощников машинистов. До того как пойти на железную дорогу, она работала преподавателем, была мастером производственного обучения, старшим технологом и даже руководителем в одной из крупных торговых сетей. При этом женщина воспитывает троих детей.
— На железную дорогу я хотела всегда, это желание было с детства. Мы тогда жили в Сургуте, рядом с железной дорогой, через нее же был путь домой и обратно. Нам, детям, всегда было любопытно, как это все работает, и я всегда представляла, что стою на месте машиниста.
Но жизнь диктует свои условия, и попасть на железную дорогу мне удалось только сейчас. Моя мечта — стать машинистом, надеюсь, в будущем я добьюсь этого. Ну и не стоит забывать, что работа в РЖД — это стабильность и уверенность в завтрашнем дне, — подчеркнула Оксана Соколова.
Наша собеседница рассказала, что обучение проходило и в дистанционном, и в очном формате. Дистанта было больше — около трех месяцев, а очного обучения — от силы полтора месяца.
— Для меня все это было в новинку, и самым сложным этапом оказалась практика. Хочется выразить благодарность нашим преподавателям, они всячески пытались доходчиво донести информацию, показывали картинки, видео, фотографии, — отметила Оксана Соколова.
Она пошла работать на поезда дальнего следования. Первый ее рейс запланирован на 15 января. Из Екатеринбурга Оксана отправится в Тюмень.
Инструктор Павел Сушинских объяснил, что, пока машинист будет занят ведением поезда, его помощница будет следить за регламентом маршрута, совершать обходы локомотива и машинного отделения.
— Самой сложной для локомотивной бригады всегда является конечная станция, потому что сказывается усталость от монотонной работы, приезжаешь в конце смены, надо маневрировать и заехать в депо, а маневры — это всегда непросто, — отметил наш собеседник.
Приход в профессию женщин он сравнил с мини-сериалом о Первой мировой войне «Женский батальонъ».
— Когда две стороны фронта устали и уже не могут воевать, в российских войсках появляется женский батальон. Когда женщины пошли в бой, все мужчины вылезли из окопов и тоже побежали. У нас мужской коллектив, сейчас в него приходит несколько женщин. При этом на таких же условиях, что и сильный пол: им нужно посещать такие же занятия, проходить тестирование. А как мужчина будет смотреть на себя, если он не справится с чем-то, а женщины будут это с легкостью выполнять? — заключил Павел Сушинских.
Как мы рассказывали ранее, благодаря тому, что Министерство труда и социальной защиты РФ в 2020 году внесло изменения в перечень профессий, запрещенных для женщин, у девушек появилась возможность стать помощниками машинистов.