На протяжении этого года в прямых эфирах E1.RU с мэром Екатеринбурга мы собирали различные жалобы и предложения от горожан. И чаще других среди них были претензии по поводу длинных интервалов в движении общественного транспорта. Согласитесь, никому не нравится долго ждать автобуса на остановке. А если при этом ветреная, дождливая или морозная погода, то такое времяпровождение и вовсе превращается в пытку.
Мы разобрались, в чем проблема.
Стоим до упора
В один из последних дней декабря наш корреспондент провел пять часов на остановке в центре Екатеринбурга, наблюдая за движением часто критикуемых автобусов 27-го маршрута (ЖБИ — Втузгородок — площадь 1905 года — торговый центр «Мега»). Почему целью стал 27-й? Дело в том, что именно такие длинные, проходящие через центр города маршруты в Екатеринбурге имеют наибольший пассажиропоток, и огрехи в их работе заметны лучше всего. В адрес № 27 в течение 2019–2020 годов критика летела куда чаще, чем в адрес других: обслуживающий маршрут Гортранс ругали и за старые автобусы, и за огромные интервалы, и за отсутствие рейсов в вечерние часы. Мы решили проверить, справедливо ли это?
Момент наблюдения за маршрутом с точки зрения условий оказался удачным: во-первых, семи-, восьмибалльные пробки; во-вторых, холод.
При заявленных Гортрансом идеальных интервалах (информация о муниципальных маршрутах собрана здесь) машины должны были курсировать с промежутком 9–10 минут до 22:00 и 9–16 минут — после. С 18:30 до 23:00 через площадь 1905 года в общей сложности проехали 16 автобусов № 27 (в направлении «Меги»).
Реальное расписание оказалось немного кривым, но вполне терпимым. В условиях сплошной пробки (когда автобус мог стоять в 50 метрах от остановки по 10 минут) интервалы росли, но не до безумных величин: 13–29–16–10–13–15–32 минуты. Но, как только поток автомобилей поредел, промежутки пошли на убыль: 4–14–12 минут. Особенно важно то, что после 21:00–22:00 интервалы продолжили оставаться приемлемыми: 18–25–13–4–26 минут.
На таблице ниже мы отметили время прибытия автобусов № 27 с 18:30 до 23:00, которое отметили, наблюдая за остановкой.
Штрафы получают все
Итак, в работе 27-го мы не нашли каких-то серьезных недостатков. Ни в час пик, ни поздним вечером его пассажирам не приходилось подолгу мерзнуть на остановках. Но это не означает, что жалобы горожан преувеличены. В городском комитете по транспорту отмечают, что в Екатеринбурге в той или иной степени нарушения допускают большинство перевозчиков.
— Ко всем перевозчикам применяли штрафные санкции, которые прописаны в муниципальных контрактах. За каждый факт неисполнения перевозчиком расписания предусмотрен штраф — от 1 до 100 тысяч рублей в зависимости от цены контракта, — пояснил E1.RU замглавы комитета Сергей Яскевич.
Проблема в том, что из слов людей не всегда понятно, какого маршрута ждал человек? Какая дорожная обстановка была в тот день? Наконец, насколько точно было названо время ожидания (транспортники жалуются, что пассажиры часто преувеличивают цифры. Например, ожидая 40 минут, человек на словах превращает их в два часа). А без этой важной информации чиновникам трудно привлечь кого-либо из транспортников к ответственности.
Большие интервалы вредны и перевозчикам
Большие интервалы — это действительно серьезная проблема. Достаточно вспомнить историю многострадального автобуса № 53 («Солнечный» — центр — Железнодорожный вокзал), где линию обслуживало слишком мало машин. Коммерческий перевозчик во всем винил низкий пассажиропоток, из-за чего ему было невыгодно выпускать лишний транспорт. В свою очередь, из-за огромных интервалов в расписании люди потеряли доверие к № 53 и не горели желанием ездить на нем. Маршрут пытались реанимировать, сделали ему более удобную трассу. Но в итоге перспективный маршрут № 53, связавший в 2018 году активно застраиваемый район с центром, тихо пошел ко дну и до сих пор не возрожден.
В транспортном комитете и транспортной комиссии Екатеринбурга не разглашают данные о том, кто из перевозчиков чаще всего «коллекционирует» штрафы за срывы расписаний. Наши читатели жаловались на следующие маршруты: № 011, 12, 018, 24, 25, 26, 32, 039, 045, 047, 50, 056, 57, 57А, 60, 76.
Почему возникают огромные интервалы
Самым популярным объяснением в 2020 году стал ковид. В пандемию еще сильнее обострился кадровый вопрос. Достаточно вспомнить апрель 2020 года, когда из-за коронавируса отправились в больницу и на карантин больше 100 сотрудников Гортранса: кондукторов, водителей, автослесарей.
Но даже без этого кадровый вопрос — хроническая проблема для всех перевозчиков. Например, осенью Гортранс получил крупнейшую за последнее время партию новых автобусов, но работать на них оказалось некому.
— Бывают случаи, когда есть водитель и есть готовый к выезду автобус, но нет кондуктора. И всё! Машина остается в парке. Минус одна единица — это брешь в расписании, которая в часы пик может дорасти до часа. Из-за этого мы начали заменять кондукторов водителями. Практикуем такие методы, но далеко не всем сотрудникам это нравится, — объяснил собеседник в Гортрансе.
Илья Dezain, эксперт транспортного справочника WikiRoutes, который посвящен городским маршрутам, считает, что обвинять исключительно транспортные компании не имеет смысла. Длинные интервалы — это цепочка негативных факторов. Первостепенно это, конечно, дорожная ситуация в Екатеринбурге. На проспекте Ленина и улице 8 Марта общественный транспорт теряет до 40 минут, отставая от графика. Еще одним проблемным местом является «лесной» участок улицы Амундсена, от Вонсовского до Объездной дороги.
— Конечно, перевозчики частично виноваты в том, что есть большие интервалы, но есть те вещи, от которых они не зависят, и с ними нужно бороться только совместно с вышестоящими структурами, — говорит Илья Dezain. — Я вижу эту схему так: перевозчик сообщает в комитет о проблемных участках маршрута, и затем совместно вырабатывается решение, что же можно сделать в такой ситуации. Если необходимо поменять схему движения или же расписание, думаю, это можно сделать. А вот глобальные проблемы с передвижением (отсутствие нормальных остановок, выделенные полосы для транспорта) должны решаться только совместно с ГИБДД. Есть же позитивные примеры совместной работы! Та же улица Малышева теперь имеет прекрасный участок с выделенными полосами, на проспекте Ленина удалось повесить камеры над трамвайными путями — всё это дало увеличение пропускной способности для транспорта и повысило стабильность интервалов.
По мнению Ильи, перевозчикам Екатеринбурга остро не хватает единой диспетчерской службы (ЦДС есть только у Гортранса). Диспетчеры следят за стабильной работой маршрутов, внештатными ситуациями и равномерностью распределения транспорта на линии. Если качественно выполнять данные функции, пассажиры перестанут ожидать свой автобус по 30–40 минут на морозе, проклиная всё на свете.
— Сейчас у коммерческих перевозчиков такая система в принципе не работает (они по старинке отправляются по интервалам, которые высчитывают между собой, созваниваясь друг с другом по пути следования). Это прошлый век. Нужна единая диспетчерская служба для всех маршрутов городского транспорта, которая будет следить за равномерным распределением подвижного состава на маршрутах, — подчеркнул Илья Dezain.
Куда сообщать о больших интервалах?
Без общественного контроля качество перевозок расти не будет, скорее — наоборот. Помните, что для объективной оценки работы перевозчиков и контроля за ними администрации Екатеринбурга необходимы точные данные. Если вы не дождались автобуса, троллейбуса или трамвая, сообщать об этом нужно в транспортный комитет по многоканальному телефону 304–32–93. Также можно пользоваться сервисом «Электронная приемная» на официальном портале Екатеринбурга.
Оцените работу общественного транспорта в Екатеринбурге по пятибалльной шкале