Екатеринбуржец Сергей посмотрел в зеркало заднего вида и увидел, что сзади на его Nissan стремительно надвигается грузовик КАМАЗ. Времени что-то предпринять у Сергея не оставалось: секундой спустя последовал сильный удар, и легковушку, стоящую на светофоре, отбросило вперед.
21-летний водитель военного грузовика, срочник по имени Раиль, после аварии виновато разводил руками. В своей объяснительной парень написал, что в Nissan Almera врезался из-за того, что не соблюдал дистанцию и не учел скользкой зимней дороги.
А далее выяснились неприятные подробности: у военного КАМАЗа не оказалось страховки ОСАГО. Сергею стало ясно, что обычным путем, через страховщиков, компенсацию за разбитый бампер и фары ему не получить.
— Водитель грузовика в своей объяснительной сослался на некую директиву министра обороны от 2007 года, согласно которой военная техника может ездить без страховок. Позже я почитал текст закона об обязательном страховании транспортных средств и про военную технику в нем ничего не нашел. Получается, два введенных правила противоречат друг другу? — посетовал автовладелец.
Военные на особом положении
На самом деле в тексте федерального закона об ОСАГО, в статье № 4, всё же упоминается военная техника, и страховать ее действительно не требуется. К примеру, зачем покупать ОСАГО для танка, если эта боевая машина вообще не предназначена для дорог общего пользования?
«Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации», — говорится в законе.
Но тут есть тонкость: без ОСАГО может ездить только боевая техника, а вот хозяйственные машины вроде легковушек, автобусов и прицепов военным необходимо страховать на общих основаниях.
КАМАЗ, протаранивший Nissan Сергея, военнослужащие причислили к технике для «строевой группы эксплуатации». То есть фактически заявили, что это машина, для которой ОСАГО не нужно. Но можно ли это оспорить?
— Принятая норма об освобождении военной техники от страхования в России довольно размытая, — отметил руководитель фонда помощи пострадавшим в ДТП Олег Таратухин. — Да, не нужно оформлять ОСАГО на хозяйственный парк Министерства обороны. Но как понять, нужно страховать грузовик или нет? КАМАЗ — это ведь автомобиль для дорог. Не БТР и не танк. Но в данной конкретной ситуации главное не это. Не имеет значения, по какой причине грузовик оставили без страховки. Ответчиком в любом случае будет Министерство обороны и конкретно та воинская часть, за которой закреплена эта машина.
Таратухин подчеркнул, что Сергею в какой-то степени «повезло», что в его автомобиль въехал именно военный грузовик.
— Да, это плюс! Представим, что на месте того военного КАМАЗа был бы частный автомобиль. Водители у нас — разные, и взыскать деньги за причиненный ущерб удается далеко не всегда. А здесь автовладелец может быть уверен в том, что свои деньги он через некоторое время все-таки получит, — отметил Таратухин.
Без суда — никак
Для получения компенсации Сергею придется сделать оценку ущерба, нанесенного его машине (мужчина уже заказал экспертизу). Затем автовладельцу предстоит поход в суд.
— Потерпевший вправе обратиться в суд для взыскания с воинской части имущественного ущерба, причиненного в результате ДТП, — подчеркнули в пресс-службе Центрального военного округа.
Ранее мы рассказывали историю владельца Toyota Corolla, в чью машину влетел зазевавшийся таксист. Ущерб составил около 200 тысяч. При этом выяснилось, что полис ОСАГО у таксиста — липовый. Номер страховки совпал с документом, выписанным на малолитражку «Ока» в Забайкальском крае. И пострадавшему автовладельцу отказали в выплате.
Почитайте также историю екатеринбуржца, который затеял длинную судебную тяжбу из-за штрафа в 500 рублей с дорожной камеры. Наказание удалось отменить. К тому же выяснилось, что комплекс фотофиксации был неправильно настроен.