Уже много лет мечтой многих жителей Екатеринбурга является вторая ветка метро. К сожалению, дело это затратное, и ближайшие его перспективы окутаны туманом.
Но есть еще один проект, который чиновники мэрии называют «наземным метро». Речь о городской электричке, которая могла бы взять мегаполис в кольцо, связав его самые отдаленные районы. Разбираемся, что это такое и почему реализация этой задумки маловероятна.
Почему нужна новая транспортная система?
Один из минусов нынешней транспортной сети — слабая связь с удаленными районами. Горожане часто жалуются, что прямых маршрутов нет и приходится делать пересадки.
На автомобиле добираться тоже сложно из-за пробок — в среднем водители тратят на дорогу 1 час 20 минут. По итогам социологических опросов насчет транспорта в 2019 году почти треть горожан высказалась за внедрение маршрутов, которые бы связали отдаленные районы (например, Академический и Солнечный).
Что предлагают железнодорожники?
Так появилась концепция городской электрички (документ есть в распоряжении редакции). Ее суть в создании двух взаимосвязанных маршрутов:
Новокольцовский. Он уже действует и связывает станцию Екатеринбург-Сортировочный, железнодорожный вокзал, Шарташ, Компрессорный и аэропорт Кольцово. Но маршрут предлагается продлить для обслуживания района Новокольцовского, где кроме аэропорта есть еще сеть логистических центров вдоль Кольцовского тракта, «Сима-ленд» и Экспо-центр.
Юго-Западный. Он пока реализован только на бумаге. Это значительно более глобальный и протяженный маршрут, который может объединить с центральной частью города такие микрорайоны, как Солнечный, Академический, Широкая Речка и ВИЗ-Правобережный, где в ближайшее время планируется строительство новых жилых кварталов.
На карте ниже мы показали, как будут выглядеть схемы двух маршрутов, если проект будет реализован.
Время движения поездов по Новокольцовскому маршруту составит 42 минуты (из них 30 минут — путь от железнодорожного вокзала до аэропорта), по Юго-Западному — 60 минут. Ходить по обоим направлениям будут пятивагонные «Ласточки».
Сколько нужно денег?
На строительство потребуется пять лет и 129 миллиардов рублей (для сравнения, приблизительная цена второй ветки метро — 90–100 миллиардов). В эту сумму включен выкуп земельных участков, строительство железнодорожных путей и мостов, платформ на станциях, обустройство ЛЭП и различных коммуникаций. На одну только закупку «Ласточек» надо 16 миллиардов рублей на 24 состава.
Строительство предлагается реализовать за пять лет (2021–2025 годы). Разработку проектной документации и конкурсные процедуры можно начать уже в следующем году.
А сколько будет пассажиров?
По оценке авторов проекта, на городской электричке ежегодно будет совершаться 47 миллионов поездок: по Новокольцовскому маршруту — 15,94 миллиона человек, по Юго-Западному — 32,02 миллиона.
Связь с другими городами
Кольцевую железную дорогу можно будет соединить с дополнительными ветками, ведущими в города-спутники Екатеринбурга. А это дополнительный пассажиропоток за счет экономически активного населения.
Сколько пассажиров могут добавить города-спутники:
Первоуральск — 74 тысячи человек;
Среднеуральск — 14 тысяч человек;
Верхняя Пышма — 45 тысяч человек;
Березовский — 36 тысяч человек;
Сысерть — 13 тысяч человек.
Общее число поездок из Екатеринбурга в города-спутники может составить до 14 миллионов в год.
Насколько это все реально?
В мэрии уверяют, что проект городской электрички жизнеспособен: примером тут может служить удачный опыт Москвы. На Свердловской железной дороге подчеркнули, что концепция в стадии проработки, а значит, все цифры пока носят условный характер. Также железнодорожники отметили, что к проекту подключилось правительство Свердловской области. В настоящее время на стадии согласования находится соглашение о сотрудничестве по этому вопросу между городом и железной дорогой до 2030 года.
— Новые линии городской электрички могут стать для Екатеринбурга аналогом наземного метро, — подчеркнули в РЖД. — Концепция предполагает создание транспортно-пересадочных узлов и комфортных остановочных пунктов, связанных с другими видами общественного транспорта. При этом пересечений на одном уровне с улично-дорожной сетью не будет.
Нужно ли Екатеринбургу наземное метро?
Ранее мы рассказывали о проекте канатной дороги, который продвигал теперь уже бывший мэр Александр Высокинский. Протянуть канатку предложили от Ботаники до аэропорта, а также через Исеть — от Ельцин-центра до кинотеатра «Космос». Детали можете прочитать по этой ссылке.
Также прочитайте, как 40 лет назад в столице Урала начинали строить метрополитен. В этом году работники подземки столкнулись с беспрецедентным падением пассажиропотока из-за пандемии коронавируса. Но метро справилось с трудностями.