Дороги и транспорт Борису Ельцину 90 лет Неизвестный Свердловск фоторепортаж «Уральский БАМ», который придумал Ельцин: Серовскому тракту исполнилось 35 лет

«Уральский БАМ», который придумал Ельцин: Серовскому тракту исполнилось 35 лет

Стройка крупнейшей дороги региона велась почти 10 лет

Серовский тракт называли нашим уральским БАМом

Ровно 35 лет назад, 1 ноября 1985 года было открыто движение по Серовскому тракту. В честь юбилейной даты мы решили вспомнить его историю. В этом тексте мы собрали интересные факты и фотографии давней советской стройки, на которую были брошены гигантские силы.

Идея построить Серовский тракт родилась в 1973 году. На разработку документации ушли годы. На фото — распоряжение председателя облисполкома, которым были одобрены проекты строительства нескольких участков гигантской дороги в 1976 году 

С чего все началось?

В это трудно поверить, но еще 35–40 лет назад промышленный север Свердловской области не имел автомобильной дороги, связывающей его со столицей региона. На тот момент наш город еще носил название Свердловск.

В семидесятых север Свердловской области был отрезан от административного центра горами, лесом и болотами. На снимке строительные работы на 33-м километре будущего Серовского тракта
Публикация газеты «Уральский рабочий» от 31 мая 1980 года, где рассказывается о том, как партийный штаб содействия дорожному строительству под председательством Бориса Ельцина анализирует ход строительства. В стройку трассы уже вложено 340 миллионов рублей — космические по тем временам деньги

Грузы и пассажиров в далеком 1975 году на север региона возили по железной дороге. Более того, северные города были на тот момент островками жизни, выезжая из которых, можно было проехать максимум 5–10 километров в сторону другого города. А дальше? А дальше сплошное бездорожье. То есть поездка из города Серова даже в соседнюю Новую Лялю представляла собой целое путешествие с множеством проблем.

Здесь будет новая дорога

Идею построить Серовский тракт выдвинул Борис Ельцин, который на тот момент являлся первым секретарем обкома партии (то есть отвечал за стратегические вопросы, а не специализировался на дорогах). Решение о строительстве новой трассы было принято в 1973 году, а непосредственно к строительным работам приступили в 1975 году.

Уральский БАМ

Небывалый размах стройки — трасса протянулась аж на 345 километров — потребовал коллективных действий. Прокладывать новую дорогу решили методом народной стройки. Строительство земляного полотна было поручено промышленным предприятиям Свердловской области. Укладка дорожной одежды велась двумя специализированными дорожно-строительными организациями — Свердловскавтодором и Свердловскдорстроем.

Скальная выемка на автодороге Свердловск — Серов в направлении Нижнего Тагила

Для строительства новой грандиозной трассы, которая была на тот момент своим так называемым уральским БАМом, технику и специалистов направили аж 26 городов и районов области.

Серовский тракт строили долго. От замысла до открытия трассы прошло 12 лет

Стройку дороги начали одновременно в нескольких точках, чтобы рационально распределить технику и людей. Вахтовые смены, оснащенные необходимой землеройной техникой, обеспечивали требуемый темп стройки. Работа на трассе не останавливалась даже зимой. Поначалу не хватало специалистов, опыта. Для многих специалистов-дорожников того времени данная автодорога стала суровой школой, которую они вспоминали всю жизнь.

Здесь скоро понесутся машины

Укладка дорожной одежды велась одновременно с двух сторон — от Свердловска и от города Серова. При этом в направлении Серова дорожную одежду укладывал Свердловскавтодор, поэтому южная часть дороги построена с применением асфальтобетона. В направлении Свердловска укладка дорожной одежды велась предприятием Свердловскдорстрой с помощью комплекса дорожных машин «Автогрейд», поэтому северная часть трассы построена из цементобетонного покрытия.

Репортаж об открытии трассы, опубликованный в «Уральском рабочем» 3 ноября 1985 года

1 ноября 1985 года два специализированных дорожно-строительных предприятия завершили строительство автодороги Свердловск — Серов и встретились в районе города Кушвы.

Вот что писал корреспондент «Уральского рабочего», который стал свидетелем того события:

«"БАМ" открылся! Позавчера ранним утром у границы города Серова собрались десятки людей — тех, кто строил его. Здесь, где начинался первый километр, состоялся митинг. И вот разрезана алая лента, пересекшая трассу. Лучшим из лучших строителей оказана честь первыми открыть сквозное движение.

Открытие движения на северном участке автодороги Свердловск — Серов

8:23 Поехали! Остаются позади улыбающиеся лица, прощальные слова провожающих. Впереди лежат свыше 300 километров пути.

А в салоне уже идет спор. Мастер дорожного участка В. Форманчук припоминает:

— Мы, кажется, первыми проложили водопропускную трубу.

Строителям пришлось прокладывать дорогу сквозь горы, леса и болота 

— Как раз нет, — возражает ему начальник Серовского дорожно-ремонтного строительного управления В. Анциферов. — Первым был металлургический завод. Его трубу положили в самом начале дороги».

Современность

Сегодня длина Серовского тракта составляет 384 километра и 56 метров. На дороге построено 17 транспортных развязок. Интенсивность движения местами достигает 36 тысяч автомобилей в сутки.

Серовский тракт связал столицу Среднего Урала с севером региона

Участки трассы сдавались в разные годы, но самым «молодым» из них на данный момент уже целых 35 лет. Однако дорога по-прежнему находится в достойном состоянии. Все это говорит о серьезном подходе уральских дорожников к строительству таких важных объектов.

Каждый день по Серовскому тракту проезжает почти 40 тысяч машин

А Екатеринбург наших дней ждет, когда же закончится работа по достройке и реконструкции ЕКАД. Первые 5 километров обновленной дороги откроют для движения уже в следующем году. Кольцевую дорогу вокруг города, как и Серовский тракт, начали строить еще при Советском Союзе, в 1989 году, но по-прежнему она не завершена. Полностью замкнутой вокруг города дорога может стать к 2024-му (а при выделении дополнительного финансирования — и к 2022 году). Этой осенью мы ездили со строителями по разным участкам ЕКАД и публиковали репортаж о работах, которые проводятся на них. А по этой ссылке можете узнать, как строится недостающая часть дороги между Полевским и Челябинским трактом.

Почитайте также про Челябинский тракт, прославившийся на всю страну после критики от Басты. Дорога была в крайне запущенном состоянии до 2016 года, пока не ней не начался ремонт. Сейчас это широкая и безопасная трасса с разделительным барьером, где водителям планируют разрешить ездить со скоростью до 130 километров в час.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
160
Форумы
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Рекомендуем
Знакомства
Объявления