Ровно 35 лет назад, 1 ноября 1985 года было открыто движение по Серовскому тракту. В честь юбилейной даты мы решили вспомнить его историю. В этом тексте мы собрали интересные факты и фотографии давней советской стройки, на которую были брошены гигантские силы.
С чего все началось?
В это трудно поверить, но еще 35–40 лет назад промышленный север Свердловской области не имел автомобильной дороги, связывающей его со столицей региона. На тот момент наш город еще носил название Свердловск.
Грузы и пассажиров в далеком 1975 году на север региона возили по железной дороге. Более того, северные города были на тот момент островками жизни, выезжая из которых, можно было проехать максимум 5–10 километров в сторону другого города. А дальше? А дальше сплошное бездорожье. То есть поездка из города Серова даже в соседнюю Новую Лялю представляла собой целое путешествие с множеством проблем.
Идею построить Серовский тракт выдвинул Борис Ельцин, который на тот момент являлся первым секретарем обкома партии (то есть отвечал за стратегические вопросы, а не специализировался на дорогах). Решение о строительстве новой трассы было принято в 1973 году, а непосредственно к строительным работам приступили в 1975 году.
Уральский БАМ
Небывалый размах стройки — трасса протянулась аж на 345 километров — потребовал коллективных действий. Прокладывать новую дорогу решили методом народной стройки. Строительство земляного полотна было поручено промышленным предприятиям Свердловской области. Укладка дорожной одежды велась двумя специализированными дорожно-строительными организациями — Свердловскавтодором и Свердловскдорстроем.
Для строительства новой грандиозной трассы, которая была на тот момент своим так называемым уральским БАМом, технику и специалистов направили аж 26 городов и районов области.
Стройку дороги начали одновременно в нескольких точках, чтобы рационально распределить технику и людей. Вахтовые смены, оснащенные необходимой землеройной техникой, обеспечивали требуемый темп стройки. Работа на трассе не останавливалась даже зимой. Поначалу не хватало специалистов, опыта. Для многих специалистов-дорожников того времени данная автодорога стала суровой школой, которую они вспоминали всю жизнь.
Укладка дорожной одежды велась одновременно с двух сторон — от Свердловска и от города Серова. При этом в направлении Серова дорожную одежду укладывал Свердловскавтодор, поэтому южная часть дороги построена с применением асфальтобетона. В направлении Свердловска укладка дорожной одежды велась предприятием Свердловскдорстрой с помощью комплекса дорожных машин «Автогрейд», поэтому северная часть трассы построена из цементобетонного покрытия.
1 ноября 1985 года два специализированных дорожно-строительных предприятия завершили строительство автодороги Свердловск — Серов и встретились в районе города Кушвы.
Вот что писал корреспондент «Уральского рабочего», который стал свидетелем того события:
«"БАМ" открылся! Позавчера ранним утром у границы города Серова собрались десятки людей — тех, кто строил его. Здесь, где начинался первый километр, состоялся митинг. И вот разрезана алая лента, пересекшая трассу. Лучшим из лучших строителей оказана честь первыми открыть сквозное движение.
8:23 Поехали! Остаются позади улыбающиеся лица, прощальные слова провожающих. Впереди лежат свыше 300 километров пути.
А в салоне уже идет спор. Мастер дорожного участка В. Форманчук припоминает:
— Мы, кажется, первыми проложили водопропускную трубу.
— Как раз нет, — возражает ему начальник Серовского дорожно-ремонтного строительного управления В. Анциферов. — Первым был металлургический завод. Его трубу положили в самом начале дороги».
Современность
Сегодня длина Серовского тракта составляет 384 километра и 56 метров. На дороге построено 17 транспортных развязок. Интенсивность движения местами достигает 36 тысяч автомобилей в сутки.
Участки трассы сдавались в разные годы, но самым «молодым» из них на данный момент уже целых 35 лет. Однако дорога по-прежнему находится в достойном состоянии. Все это говорит о серьезном подходе уральских дорожников к строительству таких важных объектов.
А Екатеринбург наших дней ждет, когда же закончится работа по достройке и реконструкции ЕКАД. Первые 5 километров обновленной дороги откроют для движения уже в следующем году. Кольцевую дорогу вокруг города, как и Серовский тракт, начали строить еще при Советском Союзе, в 1989 году, но по-прежнему она не завершена. Полностью замкнутой вокруг города дорога может стать к 2024-му (а при выделении дополнительного финансирования — и к 2022 году). Этой осенью мы ездили со строителями по разным участкам ЕКАД и публиковали репортаж о работах, которые проводятся на них. А по этой ссылке можете узнать, как строится недостающая часть дороги между Полевским и Челябинским трактом.
Почитайте также про Челябинский тракт, прославившийся на всю страну после критики от Басты. Дорога была в крайне запущенном состоянии до 2016 года, пока не ней не начался ремонт. Сейчас это широкая и безопасная трасса с разделительным барьером, где водителям планируют разрешить ездить со скоростью до 130 километров в час.