Если идти по длинному мосту через железную дорогу на Сортировке, невольно обращаешь внимание на огромное здание белого цвета. В него очередями стоят красно-серые локомотивы. Уверен, многим хотелось бы посмотреть, как работает крупнейшее на Урале локомотивное депо на станции Екатеринбург-Сортировочный. Продолжая серию репортажей о ремонте транспорта уральской столицы, мы побывали внутри этих цехов.
Базу для электровозов в Екатеринбурге начали создавать еще в начале 30-х годов. С тех пор образовался большой комплекс ремонтных цехов и трех пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). Машинист-инструктор Алексей Хазов ведет нас в один из них — в пункт «Юго-Восток», который специализируется на электровозах. Через слесарей и мотористов комплекса каждые сутки проходит до 60 локомотивов со всего Урала.
— Здесь локомотивы не только из Екатеринбурга. Из Кургана, Перми — все к нам на ремонт едут. Машины смотрят на предмет неисправностей. Если у электровоза нет никаких замечаний, то он уходит дальше в рейс. Если замечания есть, то на каждую единицу техники дается от 40 минут до 1 часа 20 минут. За это время проводится ремонт, — пояснил Алексей Хазов.
Обязательное плановое техническое обслуживание электровозов проводится регулярно и зависит от модели.
— Локомотивы 2ЭС6 «Синара» заходят каждые 7,5 суток, а ветераны ВЛ10 и ВЛ11 — каждые 4 суток, — рассказал наш собеседник.
Работы с локомотивами можно разделить на три части. Первая — это диагностика и замена расходных материалов в смотровой канаве. Здесь проверяют тяговые двигатели, меняют смазку и тормозные колодки. Поднимаемся по ступенькам на второй этаж смотровой площадки. Здесь проходит вторая часть работ. Всё, что связано с внутренним пространством электровоза. Проверяются аппараты и электроника: при нас в кабине «Синары» ставили новое программное обеспечение. Осмотр контакторов, которые отвечают за переключение скоростей и работу двигателей. Проверка компрессорной установки, она регулирует в электровозе практически все процессы. И третья часть работ — в самом верху, на третьем этаже. Здесь проверяют оборудование, расположенное на крыше: токоприемники и другие элементы. Когда мы поднялись наверх, рабочий заполнял песком специальные бункеры электровоза через трубу. Песок нужен, для того чтобы локомотив не буксовал, когда едет на подъём и при неблагоприятных погодных условиях.
Тяжелый физический труд здесь сочетается с аккуратным нажатием на клавиши ноутбука.
Если в пункте техобслуживания не получилось устранить какую-либо неисправность электровоза, его направляют в ремонтный цех депо, где локомотивам оказывают более сложную техническую помощь и меняют запчасти по достижении определенного пробега.
— В нашем цеху производят замену всех элементов. Снимают и меняют токоприемники на крыше, могут достать из машин запчасти и поменять на другие, дополнительные. Всё, что есть в кузове локомотива: компрессоры, контакторы и прочее, — пояснил мастер цеха текущего ремонта Владимир Южаков.
Посмотрите ещё фото из локомотивного депо.
В предыдущем репортаже про ремонт траснспорта мы показали, как работает депо екатеринбургского метрополитена, еще раньше — как продлевают жизнь старым «Икарусам» и НЕФАЗам и как ремонтируют троллейбусы и трамваи. Репортаж, как под Екатеринбургом собираются электропоезда «Ласточки», можно посмотреть здесь.
Все самые интересные новости о пассажирских перевозках читайте в нашей рубрике «Дороги и транспорт».