В этом году в Екатеринбурге появился новый вид городского транспорта. Это электросамокаты. Алексей Кофман, активист фонда «Городские проекты», написал колонку о том, как и в каком направлении развивается эта сфера в уральской столице.
В этом году в городе открылся сервис аренды электросамокатов — нового вида городского транспорта. Радует, что транспорт быстрый и экологичный, но сможет ли это помочь городу, задыхающемуся от адских пробок? Не все так однозначно.
Примерно месяц назад я переехал на Юго-Запад и обнаружил, что с транспортом здесь беда: автобуса не дождешься, а тесные маршрутки заполнены битком. Тогда я решил попробовать сервис аренды электросамокатов, который запустился в городе в этом году. Целый месяц я пользовался самокатами как основным видом транспорта, и вот как это было.
Приложение и в целом процесс аренды оказались довольно простыми. Находишь самокат на карте, бронируешь, при активации сканируешь штрихкод, замок разблокируется — можно ехать. Парковаться можно на городских велопарковках, все они отмечены на карте, и их довольно много.
Самокат хорошо разгоняется до скорости 20 километров в час, едет даже в горку. Есть ручной тормоз и большие пневматические колеса, которые позволяют комфортно ездить даже по тротуарной плитке и грунтовым тропинкам. С учетом независимости от пробок получается удобный транспорт. Правда, как ни крути, сезонный — до середины октября погода была отличная, ездить было еще комфортно. Но использовать самокаты зимой или в сильный дождь я пока не готов.
Цена — основное препятствие
Цена остается основным препятствием, мешающим сделать прокатные электросамокаты более массовым транспортом. Поездка с Юго-Запада в центр длительностью 25 минут стоит 150 рублей. Такси — 170–300 рублей, в зависимости от пробок. А общественный транспорт — 28 рублей, но и добираться на нем намного дольше.
Такая стоимость аренды складывается в основном из стоимости самих самокатов и сервиса — для каждой зарядки самокаты забирают в мастерскую, там их моют, чинят, а потом опять расставляют по городу. Стоимость остается примерно такой же и в городах, где конкурируют несколько аналогичных компаний.
«Если не произойдет каких-то технологических прорывов, вряд ли аренда в ближайшем будущем станет дешевле»
Тот, кто хочет сэкономить на частых поездках, может купить собственный самокат. Стоит он примерно 30 тысяч рублей, зато потом ездить можно практически бесплатно. Но нужно будет регулярно заряжать батарею и менять ее раз в несколько лет. Я же предпочитаю гибкость — хорошо, когда транспорт можно оставить в любой момент и пойти пешком. В целом не могу сказать, что аренда слишком дорогая. Если сравнивать с передвижением на такси, получается не дороже, да и от пробок не зависишь. Еще важно, получаешь ли ты удовольствие от езды: если эмоции положительные, то немного переплатить не жалко.
Езда по городу
Еще один важный вопрос — дороги. Идеальный вариант для передвижения — это, конечно, велодорожки. В Екатеринбурге в последнее время их начали кое-где строить, но очень часто проектировщики забывают о том, что ими все-таки должны пользоваться люди, — велодорожки часто заканчиваются поребриком или забором, а грамотные пересечения велодорожек с дорогами у нас все еще делать не научились. В отсутствие велодорожки приходится пользоваться тротуарами, если они достаточно широкие и ровные. Либо ехать по краю проезжей части.
В текущих ПДД электросамокаты находятся в серой зоне, их пытаются отнести то к пешеходам, то к мопедам. В ближайшем будущем в силу вступят новые ПДД: там самокаты попадают в новую категорию — средства индивидуальной мобильности. Им разрешено ездить по велодорожкам, тротуарам, а также по краю проезжей части. Естественно, нельзя ездить пьяным. А при переезде по пешеходным переходам можно не спешиваться, но нужно замедлиться до скорости пешехода.
Когда ты на самокате, надо всегда иметь в виду, что ты сам отвечаешь за свою безопасность.
«Дороги у нас не приспособлены для езды на самокате, а большинство автомобилистов пока не привыкли к соседству с другими видами транспорта»
Главные правила езды на самокате: всегда видеть, что происходит вокруг, и не забывать о приоритете пешеходов на тротуаре. Если едешь на зеленый — убедись, что дорога свободна: иногда водитель автомобиля может решить проскочить на красный, а быстрого самокатчика он может и не заметить. Кстати, максимальная скорость самокатов искусственно ограничена двадцатью километрами в час именно в целях безопасности движения и комфорта пешеходов.
Больше миллиона километров за сезон
Оператор сервиса аренды электросамокатов — компания Whoosh — запустился в Екатеринбурге весной этого года. Сезон закончился 20 октября — погода позволяла комфортно ездить до этого дня. В пресс-службе компании нам рассказали, что всего за это время горожане проехали более миллиона километров.
«Екатеринбург на запуске отличился супербыстрым включением горожан в транспортный сценарий. Обычно, когда мы приходим в город, нужно несколько недель — люди пробуют, гуляют на самокатах, только потом начинают ездить на них по делам, — рассказали в Whoosh.
«Екатеринбуржцы почти сразу включились в транспортный сценарий. От 50 до 65% поездок — именно поездки "по делам"»
В следующем году сервис планирует расширить зону парковки и пополнить парк новыми скутерами.
А городу нужен новый вид транспорта?
Как мы видим, электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности постепенно становятся новым видом городского транспорта. Горожане постепенно вовлекаются в новые транспортные сценарии — в этом году ими воспользовалась лишь малая часть, но круг пользователей будет увеличиваться с каждым годом.
Как это происходит, мы можем увидеть на примере очень успешного сервиса велопроката, организованного правительством Москвы. Подобную же картину мы уже наблюдали с московским каршерингом — из сервиса для узкого круга любителей за пять лет он вырос в полноценный вид транспорта с парком более 30 000 автомобилей. В Екатеринбурге каршеринг пока не приобрел подобную популярность — его стоимость у нас почти такая же, как стоимость такси, а стоять приходится в тех же пробках.
Кстати, о пробках. Самый эффективный метод борьбы с пробками — создание альтернативы автомобилям. Когда дороги забиты машинами, у горожан должна быть возможность выбрать альтернативу — поехать на трамвае, пойти пешком, воспользоваться велосипедом или самокатом. Чем шире выбор, тем лучше. Пусть даже некоторые варианты подходят не для каждого.
Электросамокаты становятся хорошей альтернативой другим видам транспорта. Кроме всего прочего, они тихие и экологичные. Понимая важность развития этого направления, власти Москвы уже заявили о решении субсидировать сервисы проката самокатов.
Развитие велоинфраструктуры
Как еще власти города могут помочь развитию средств индивидуальной мобильности? Основная задача, которая стоит перед властями Екатеринбурга сегодня, — это создание удобной сети велодорожек. Больше внимания надо уделять пересечениям велодорожек и автомобильных дорог, сейчас велодорожки на перекрестках просто обрываются. Так быть не должно.
Во многих проектах реконструкции улиц велодорожки уже закладываются, но далеко не во всех. Например, при реконструкции развязки у «Калины» власти планируют использовать устаревший проект 2014 года, в котором велопешеходной инфраструктуре уделяется очень мало внимания, она некомфортна и небезопасна, а с районом ЖБИ там вообще нет велопешеходной связи. Невозможно развить современную транспортную систему, делая реконструкции по таким устаревшим проектам.
Похожие ситуации встречаются и в других проектах. В следующем году планируется реконструкция улицы Малышева, проект сейчас готовится. По карте активности пользователей сервиса аренды мы видим, что улица популярна как транспортный коридор, хотя сейчас там нет подходящей инфраструктуры. Естественно, с учетом последних тенденций велоинфраструктуре здесь надо уделять должное внимание.
Мы в «Городских проектах» будем следить за развитием ситуации с реконструкцией улиц и настаивать на грамотном и сбалансированном подходе к развитию транспортной системы города.
Нужна ли Екатеринбургу полноценная сеть велодорожек?
Если еще прошлым летом электросамокатами в Екатеринбурге пользовались единицы, то теперь самокатчики конкурируют с велосипедистами и пешеходами за место на тротуарах. Это подтверждают и данные продавцов. И, по словам экспертов, это проблема. Почитайте, что о самокатах на тротуарах думают екатеринбуржцы.