В Екатеринбурге 18 октября в третий раз прошел региональный этап конкурса «Лучший водитель такси». Двадцать участников боролись за приз в 10 тысяч рублей и путевку в Сочи, а также за возможность представить Свердловскую область на всероссийском соревновании. Как определяли лучшего водителя, какие судьбы у извозчиков и с какими проблемами сталкиваются таксисты ежедневно — в репортаже E1.RU.
Главное условие участия в конкурсе — наличие разрешения на перевозку пассажиров и багажа, или, как говорят в народе, лицензии. По словам организаторов — общественного совета по развитию такси, — этот конкурс позволяет повысить престиж профессии и популяризовать ее, а также избавить города от «бомбил», ведь они не платят налоги и их работу никто не контролирует.
— Участники будут проходить три этапа: мы проверяем знание ПДД, истории региона, устройства автомобиля и законодательства о такси. Далее следует практическая часть на полигоне: нужно выполнить элементы на скорость — за четыре минуты. Самый экшен: водителям необходимо проехать змейкой со стаканом воды на крыше автомобиля. Так проверяется плавность вождения. Призовой фонд за третье место — 3 тысячи рублей, за второе — 5 тысяч рублей, за первое — 10 тысяч рублей. Помимо этого, победитель отправляется за счет организатора в Сочи, где поборется за главный приз — 150 тысяч рублей, — рассказала руководитель всероссийского проекта Татьяна Зарецкая.
Безусловно, самый яркий участник конкурса — Сергей Кислица. Мужчина одет в специально сшитую форму традиционных для такси тонов — желтого и черного, на нем фуражка, желтые ботинки и машина того же цвета. Автомобиль, на котором работает таксист, особенный: в салоне есть экран для пассажиров, в дверях находятся вода, влажные салфетки, губка для обуви и леденцы. Кроме того, в машине есть карточка водителя со всей информацией о нем, в том числе написанная шрифтом Брайля — для слабовидящих клиентов.
Все в автомобиле соответствует классу обслуживания — «Комфорт+». Сергей объясняет, что его машина оборудована в точности как американское такси. О перевозке пассажиров в США мужчина знает не понаслышке — до 2013 года он работал в Нью-Йорке.
— В течение пяти лет я был таксистом в Америке. Вернуться в Екатеринбург пришлось из-за проблем с документами. Изначально я переезжал по рабочей визе в Техас на нефтяную платформу. Но когда приехал, нефтяная платформа сгорела и бизнес закрыли. В другие места не брали, потому что российское образование в Штатах не котируется. После я попал в русскую диаспору, отучился на курсах таксиста и стал трудиться. Америка, конечно, передовая страна. В Нью-Йорке все таксисты ездят на экологичных авто: гибридных, электрокарах или газовых. У водителей установленный минимум — 50 долларов в час, — рассказал Сергей.
Кстати, в Екатеринбурге за 12-часовой рабочий день таксисты зарабатывают существенно меньше. В зависимости от класса автомобиля чистая прибыль водителя составляет от двух до шести тысяч рублей в среднем. Примерно столько же водители вынуждены отдавать таксопарку и тратить на топливо.
Сергей Кислица также рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются представители отрасли. По словам водителя, в Екатеринбурге не хватает бесплатных стоянок, рынок наполняют в основном нелегальные водители, которые не гарантируют безопасного вождения, а сами перевозчики часто не знают город и нарушают правила дорожного движения.
— В России отсутствует культ такси. В Америке это целая культура, где просчитывается оплата, ремеслу обучают, все такси — желтые, есть правила, достаточно стоянок, нет такого бардака на вокзалах и в аэропортах. Без помощи администрации города мы не сможем добиться нормального закона о такси, достаточного количества парковок, специальных карманов для ожидания и вытеснения нелегалов без лицензий, — жалуется бывалый таксист.
Среди участников конкурса есть и представители прекрасного пола. Дамы опровергают стереотипы о способностях женщин к вождению. Например, Александра Бончева десять лет работает в такси, ее общий водительский стаж — больше двадцати лет.
— Глупость, что таксист — не женская профессия. Меня привлекает свободный график, общение с интересными людьми. Случаи были разные, но за безопасность свою я никогда не переживала, — делится конкурсантка.
Во время приветственного слова прибывшие на соревнование чиновники и партнеры говорят, что таксисты — это не просто профессиональное сообщество, а семья. Интересно и то, что в конкурсе приняла участие супружеская пара — Леонид Грачев и Галина Абсалямова. Будущие муж и жена познакомились, работая в такси, и в этом году они зарегистрировали брак официально.
— Я без предубеждения отношусь к работе, и пассажиры так же. Из интересных случаев вспоминается, как возила клиента в Алтайский край. Пассажир сел в машину, я спрашиваю, куда ехать, и он говорит — в Барнаул. Добрались без приключений, — вспоминает Галина.
Участник соревнований Эдуард Константинов буквально за несколько минут справился с теоретической частью испытания, закончив тест первым. Кроме того, мужчина практически без замечаний проехал по полигону. У него 27-летний стаж вождения, но в такси автовладелец недавно — три года. Несмотря на небольшой опыт работы извозчиком, Эдуард сумел победить.
— Я готовился к теоретическому этапу, повторял ПДД. О вопросах на знание родного края я не переживал — я коренной екатеринбуржец, — отметил лидер конкурса.
Именно Эдуард отправится в ноябре в Сочи, чтобы представить Свердловскую область на всероссийском уровне. Водителю предстоит не только вновь пройти испытание по знанию теории и показать мастерство скоростного маневрирования, но и подготовить выступление на творческом конкурсе, чтобы показать особенности уральского региона.
В 2019 году в этом же конкурсе победил 50-летний Игорь Тихонов. Права категории В он получил в восемнадцать лет, но в первый раз за руль его посадил отец, когда Игорю было всего лишь восемь лет. А еще мы рассказывали, что екатеринбуржец Сергей Мамаев стал победителем XIX Всероссийского конкурса профмастерства среди водителей троллейбусов.