В Екатеринбурге вдоль дорог стоят сотни километров «лишних» заборов. Они не делают уличное движение безопасным, но высасывают из городского бюджета миллионы рублей. Когда-то их поставили, потому что так было положено по ГОСТу. Недавно госстандарт изменился, и теперь мэрия может снести ненужные ограждения. Но пока этого не происходит, наоборот, на улицах появляются все новые необязательные оградки. Замглавы отделения «Городских проектов» в Екатеринбурге Александр Свалухин в своей колонке рассказывает, почему так произошло и что надо делать, чтобы заборы все-таки убрали.
Тема избыточного количества заборов на улицах нашего города волнует меня давно. Многих горожан эти заборы раздражают. Позиция мэра по этому поводу известна с конца 2018 года — «кладбищенские оградки, плохо выглядят, мешают уборке». В декабре прошлого года были анонсированы изменения в ГОСТ про пешеходные ограждения: появилось уточнение, что если между проезжей частью и тротуаром есть газон шириной более 1 метра, то заборы устанавливать не требуется. Весной изменения вступили в силу, а глава Кировского района даже заявлял:
— Мы эти ограждения будем убирать, такую задачу поставил глава города. Такие заборы будут убирать по всему городу, — утверждал Александр Лошаков.
Казалось бы, хорошие подвижки: новых лишних заборов ставить не будут, а необязательные по ГОСТу вот-вот начнут демонтировать. Но не тут-то было!
227 километров бесполезного металла
То, что мы называем «заборами», — официально называется «перильные пешеходные ограждения». Они не предназначены для защиты пешеходов на тротуаре от вылета автомобилей. Единственная функция этих заборов — ограничивать и направлять пешеходные потоки. В Екатеринбурге 227 километров именно таких ограждений. И с каждым годом их становится всё больше и больше. На их установку и обслуживание уходят десятки миллионов рублей из бюджета города, однако польза от всех этих заборов — сомнительная. Несмотря на тотальное озаборивание Екатеринбурга, в городе наблюдается только рост количества ДТП, а их последствия оказываются тяжелыми все чаще.
Если сравнить статистику происшествий с пешеходами за 2017 и 2019 годы, то увидим дикий рост по всем показателям:
ДТП на пешеходных переходах стало больше на 48%.
Случаев гибели на пешеходных переходах стало больше на 33%.
Травмы на пешеходных переходах стали получать чаще на 44%.
Это говорит о том, что применяемые меры — неэффективны. Сотни километров заборов на улицах нашего города — часть этих неэффективных мер.
Почему ГИБДД требует ставить бесполезные заборы?
ГИБДД регулярно выдаёт администрации Екатеринбурга предписания и представления на установку заборов, которые администрация послушно исполняет. В ГИБДД знают об изменениях «заборных» ГОСТов, но это их не смущает. Они продолжают требовать установку необязательных пешеходных ограждений, потому что прямого запрета на такие заборы в законе нет.
Например, ГИБДД выдала представление на установку заборов на перекрёстке Омской — Смазчиков — Сулимова, потому что там сбивали пешеходов. Изучение статистики ДТП подтвердило: там с 2015 по 2019 год произошло 6 наездов. Но все 6 человек были сбиты на «зебре», когда переходили улицу на зелёный сигнал светофора. И в каждом случае нарушителями признали водителей, которые не соблюдали очередность проезда перекрестков.
«Людей сбивают на "зебре", когда они идут на зелёный, но ГИБДД требует ставить заборы, чтобы пешеходы не перебегали в неположенном месте»
Замечательная логика. Проблем с перебеганием там тоже не было: люди пользуются удобно расположенными регулируемыми пешеходными переходами, чтобы дойти к остановке, Основинскому парку или «Парк Хаусу».
Более того, весной 2020 года по предписанию ГИБДД на этом перекрестке поставили светофоры с пешеходными секциями и несколькими фазами: теперь пешеходные и автомобильные потоки не пересекаются. Наезды на пешеходов прекратились, и было бы очень разумно отказаться от установки необязательных ограждений, скорректировать планы.
Самое интересное, что на этом перекрёстке из семи отданных под заборы участков на пяти есть широкие газоны, то есть ГОСТ разрешает не ставить там заборы. Однако осенью поставили заборы на всех семи участках.
«Из миллиона рублей на озаборивание перекрестка Сулимова — Омской — Смазчиков почти 750 тысяч израсходовали на установку "бесполезных" заборов»
Мы пытались скорректировать или изменить этот аукцион, но не получилось.
Что изменилось в «заборных» ГОСТах и какие заборы стали необязательными?
До 1 июля 2020 года в России действовала абсурдная формулировка государственного стандарта.
ГОСТ Р 52766–2007, пункт 4.5.1.9 до 1 июля 2020 года: «В населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 метра».
Согласно этой формулировке, в городах между тротуарами и проезжей частью должны быть либо заборы, либо кусты, абсолютно везде. На этот пункт очень любил ссылаться комитет благоустройства как на самый железобетонный аргумент за повсеместную установку заборов.
1 июля вступили в силу Изменения № 2, которые исправили это досадное недоразумение. В изменённой редакции этого ГОСТа появилась отсылка к новому ГОСТ Р 52289–2019, в котором говорится про ширину газона.
ГОСТ Р 52766–2007, пункт 4.5.1.9 после 1 июля 2020 года: «На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуаров устраивают пешеходные ограждения по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ 33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 метра».
25 декабря 2019 года ФАУ «РосдорНИИ» — разработчик дорожных национальных стандартов — анонсировал изменение ГОСТа, в котором чётко говорится, что если между тротуаром и проезжей частью есть газон шириной более 1 метра, то устанавливать заборы не требуется.
Эти изменения зафиксированы в новом ГОСТ Р 52289–2019, который вступил в силу 1 апреля 2020 года. Однако чёткая формулировка из анонса изменений в сам ГОСТ перекочевала в более сложном виде.
ГОСТ Р 52289–2019: «Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:...на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), шириной 1 метр и менее, или на тротуарах — на протяжении не менее 50 м в каждую сторону».
Есть проблема: сложная формулировка ГОСТ Р 52289–2019 пункт 8.1.29 «Б» позволяет трактовать его двояко, и из-за этого все лето продолжалось уже не обязательное по закону озаборивание Екатеринбурга.
Комитет благоустройства считает, что слова «шириной 1 метр и менее» касаются размеров тротуара, а не газона, и поэтому ставят заборы, как и прежде. Разработчик ГОСТ, ФАУ «РосдорНИИ», утверждает, что указание ширины относится к параметрам газона. Для однозначной трактовки этого пункта разработчик даже подготовил специальную поправку.
«В комитете благоустройства с августа знают об этой трактовке, но ставят заборы на широких газонах. Почему чиновники так поступают? Хороший вопрос»
12 октября вступила в силу поправка, которая исключает неправильную трактовку ГОСТа, теперь чётко говорится, что слова «1 метр и менее» относятся именно к ширине газона.
«Авторы поправки исключили разночтение, из-за которого целое лето в Екатеринбурге устанавливали ненужные заборы, закапывая в землю миллионы рублей»
Рабочая группа по демонтажу заборов
После выхода изменений «заборных» ГОСТов «Городские проекты» обратились к главе города и предложили создать рабочую группу по вопросам установки и демонтажа этих самых «пешеходных ограждений». Александр Высокинский наше предложение поддержал и поручил транспортному комитету создать такую рабочую группу. В неё также войдут представители ГИБДД, общественных организаций и горожане.
Предполагается, что группа начнёт работу после снятия режима повышенной готовности. Пока нет предпосылок к тому, что этот режим будет снят в ближайшее время, и мы будем настаивать, чтобы встречи рабочей группы обязательно проводились онлайн или офлайн.
Чем займётся рабочая группа?
У нас большие планы:
Будем предотвращать установку новых необязательных по ГОСТу ограждений. ГИБДД обязала мэрию озаборить более сорока перекрестков. «Лишние» исключим еще до того, как по ним объявят аукцион.
Будем изучать статистику ДТП, чтобы автоинспекторы не оправдывали дорожными происшествиями установку заборов там, где они не спасут ситуацию.
Рабочая группа будет составлять списки необязательных ограждений и настаивать на их демонтаже.
Составим список мест, где обязательные по ГОСТу ограждения стоит заменить широким газоном или сплошным кустарником.
Итак, сейчас в городе 227 километров заборов, большая часть которых бесполезна. Их необходимо обслуживать: регулярно мыть, красить, ремонтировать, менять повреждённые секции. Это стоит немалых денег.
Изменения в «заборных» ГОСТах дали администрации Екатеринбурга инструмент, чтобы демонтировать лишние заборы и перестать ставить новые. Его применение позволит бюджету сэкономить десятки миллионов рублей.
Сокращение количества заборов упростит уборку города от грязи и снега. Многие заборы мешают коммунальной технике, из-за чего приходится применять малоэффективный ручной труд.
Без заборов улицы Екатеринбурга станут красивее.
Города России уже избавляются от лишних заборов. И речь не только о Москве. В Южно-Сахалинске, Челябинске, Кирове, Калининграде и других городах пошёл процесс. Екатеринбург на очереди!
Надо ли убирать заборы вдоль дорог в Екатеринбурге?
Почитайте также колонку Александра Свалухина, в которой он назвал 9 причин автомобильных пробок в Екатеринбурге. Также он критиковал действия дорожных властей, которые убирают пешеходные переходы.