Если вы сядете на троллейбус маршрута № 1, приглядитесь внимательно, возможно вас везет лучший троллейбусник нашей страны. Зовут этого молодого человека Сергей Мамаев. Он мечтал стать дальнобойщиком, но потом передумал и решил, что возить пассажиров по уральской столице ему интереснее, чем бороздить федеральные трассы. И, похоже, Сергей не прогадал с выбором профессии: в бурлящем потоке городской суеты рогатые машины подчиняются Сергею лучше, чем кому бы то ни было.
На прошедшем недавно конкурсе профмастерства в Самаре Сергей опередил три с лишним десятка соперников. Но перед этим он в пух и прах разбил конкурентов на городском конкурсе. Почему? Просто ему нравится водить троллейбусы.
— Сергей, какой профит от этих соревнований?
— Тут несколько моментов. И повышение классности (уровень водителя), и зарплаты, и денежный приз (Мамаеву вручили сертификат на 300 тысяч рублей). Я впервые выступил на городском конкурсе еще в 2017 году. Он проходил на территории нашего Октябрьского депо. Шел на первое место, но, когда проходил трассу, на одном из участков при повороте срезал кривую, и токоприемники слезли с проводов! Вместо победы я оказался аж пятым.
Тем не менее в 2018-м мне предложили ехать в Ялту на российский турнир, но я отказался. Объяснил, что, пока не выиграю городской уровень, на соревнования такого уровня не отправлюсь. Я просто не был готов к этому морально. Наконец в 2020 году все сложилось как надо, я сначала выиграл городской конкурс, а потом и главный по стране, который проходил в Самаре.
— Там ведь почти 40 конкурентов было у тебя. Соперники сильные были?
— Если честно, я реально опасался всего человек пять. Был отличный водитель из Самары, занявший второе место, еще одна девушка из Санкт-Петербурга. И наша вторая участница из Екатеринбурга — Елена Софронова. В целом участники были достойные, на трассе водили умело. Народ ошибался в основном на защите теории, на процедуре приемки троллейбуса. Да и нервы тоже сказывались. У меня у самого временами от переживаний дыхание перехватывало, хотя на тренировках чувствовал себя вполне уверенно.
— Как начальство и коллектив поздравили?
— Гордость, конечно, берет. Это классно, что мы выиграли. Директор нашего Октябрьского депо приезжал в Самару с супругой, чтобы нас поддержать.
— Самое сложное из заданий?
— Культура обслуживания! Там у нас оценивали речь, дикцию и стилистику. Но мы ведь не филологи, ораторы, а водители. Дали домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему я стал водителем троллейбуса», а потом предложили пересказать его красиво по микрофону.
— И почему же ты стал именно водителем троллейбуса?
— После армии я некоторое время поработал то тут, то там. Но вообще я всегда тяготел к технике. Сначала думал, что стану дальнобойщиком, как дядька и брат. Но потом решил, что не хочу быть вдали от дома. А потом пошел поучиться на водителя трамвая. Моя бабушка работала вагоновожатой. Но, честно говоря, ездить по рельсам без руля мне не понравилось. И я пошел в группу к водителям троллейбуса. Вот это — по душе.
— Не обидно, что парк техники у нас, мягко говоря, староват?
— Не будет троллейбусов, будут — электробусы. И посадят за их руль именно нас, потому что у нас есть допуски для работы с такой электрической техникой. Но насчет электробусов я пока скептически отношусь. Ударят морозы, и они у нас на линию не выйдут. Троллейбусы еще имеют большой ресурс на годы вперед. В той же Самаре, где мы выступали, в течение следующего года ждут 100% обновления парка. Троллейбус — экологически чистый вид транспорта, и пусть это заезженная фраза, но это именно так.
— Что думаешь об организации движения в нашем городе? Все эти узкие улицы, пробки?
— Габариты троллейбуса для меня не проблема. Я их отлично чувствую. Другое дело — маршрутки, которые занимают остановки и ждут там пассажиров по несколько минут, а я из-за них не могу нормально подъехать и высадить людей! Мы, в отличие от водителей маршруток, не можем выжидать, у нас — жесткое расписание. Еще одна проблема — это водители легковушек, которые подрезают, не задумываясь, что у нас полный салон. В городе есть выделенки, но они толком не работают, потому что регулярно заняты транспортом, который приезжает в магазины на выгрузку товара.
— Конечно, хочется поездить на чем-то новом! Я наблюдал за тестированием белорусского электробуса в 2019 году. Это была интересная машина, но у нее оказался довольно большой радиус поворота. Нам нужен более юркий транспорт, маневренный. Очень нравятся троллейбусы с автономным ходом, которые могут ехать на аккумуляторах до 30 километров. У нас сейчас как: произошло ДТП или обрыв проводов, и все — весь транспорт встал. Час пик, люди возмущаются. А на троллейбусе с автономным ходом можно объехать проблемный участок, вновь подцепиться к контактной сети и продолжать движение по маршруту. Это отличный вариант. Я очень надеюсь, что новую технику нам закупят, это был бы качественный скачок вперед.
— На что потратишь свой денежный приз за звание лучшего водителя?
— Вложу средства в строительство. Я сейчас самостоятельно строю частный дом.
Победа Сергея Мамаева — не первый триумф уральских транспортников. В 2019 году лучшим водителем трамвая в России официально стал 29-летний екатеринбуржец Сергей Беляев. Он выиграл конкурс профмастерства в Казани, опередив три десятка сильных соперников.