Свершилось. Мэрия раскрыла первые детали новой транспортной схемы Екатеринбурга. Этот документ, обещающий серьезные перемены в работе городских маршрутов, готовился по заказу городских властей с 2019 года. Контракт на исследования и разработку получил московский «Центр экономики инфраструктуры».
Почему проект разрабатывали именно москвичи? В мэрии говорят, логика такая: в столице в настоящий момент выстроена образцовая модель транспортного обслуживания и остальным городам остается только подтягиваться к этому уровню.
О наболевшем
Изначально перед разработчиками стояла задача выделить проблемные места в транспортной модели, которая сегодня работает в городе. По сути любой горожанин хочет от общественного транспорта три ключевые вещи:
автобусы, троллейбусы и трамваи должны курсировать часто: с раннего утра и до позднего вечера;
проезд в транспорте должен быть дешевым;
маршрутная сеть должна покрывать весь город, в том числе охватывать самые удаленные районы.
И вот тут возникла заминка: все три перечисленные пункты в последние годы в Екатеринбурге, мягко говоря, не выполнялись. Исследование, которое провели специалисты «Центра экономики инфраструктуры», показало, что большинство жалоб горожан касались следующих вещей:
транспорт не дождешься на остановках (45% жалоб пассажиров касаются несоблюдения графиков);
салоны часто забиты битком (22% жалоб на плохое состояние и перегруз машин);
плохая работа транспортников (17% жалоб на водителей и кондукторов).
Что предлагает новая транспортная реформа?
По данным «Центра экономики инфраструктуры», несмотря на высокий уровень автомобилизации в Екатеринбурге, 65% горожан по-прежнему продолжают ежедневно пользоваться общественным транспортом. В среднем на каждого жителя в Екатеринбурге приходится 250 поездок в год. Поэтому на дорогах общественному транспорту должен быть обеспечен приоритет для быстрого и безопасного движения. Ниже мы перечислили самые важные изменения, которые предлагают внести разработчики новой транспортной схемы.
По пунктам:
Контракты на транспортную работу: суть этого изменения в том, что перевозчики будут получать плату не за провоз пассажиров (как это делается сейчас), а за выполнение рейсов по расписанию. Очевидных плюсов сразу два: пассажир будет знать, что его автобус придет точно по времени, а с улиц города наконец-то исчезнут дикие гонки маршруток в борьбе за лишнего пассажира и проданный ему билет.
Новая тарифная система: будет введен единый билет на все виды транспорта (включая метро) за 1500 рублей в месяц, а также во все тарифные планы включат бесплатную пересадку в течение 90 минут. Билетное меню обещают сделать предельно простым и понятным, создав 8 базовых тарифов вместо нынешних 41 (подробнее о тарифах также читайте ниже. — Прим. ред.).
Контроль качества: разработчики схемы обещают контроль за каждым автобусом и трамваем. Будет анализироваться, как транспорт соблюдает расписание и сколько пассажиров он везет. С помощью датчиков обещают даже контролировать температуру в салонах подвижного состава.
Развитие маршрутной сети: в данном пункте подразумеваются ввод новых маршрутов либо оптимизация уже действующих. Город активно застраивается, и маршруты периодически меняют конфигурацию, чтобы подхватывать новых пассажиров. В 2020 году мы уже видели примеры, как транспорт направляли до новостроек (коммерческий автобус № 052), а также увеличивали маршруты в связи со строительством новых дорог (пример автобуса № 070).
Концессия на городской электрический транспорт: самый интересный пункт для тех, кто ждет обновления серьезно устаревшего парка трамваев и троллейбусов Екатеринбурга. Объем инвестиций составит до 30 миллиардов рублей. Средства будут направлены на строительство новых и реконструкцию существующих линий, а также закупку новых трамваев и троллейбусов. Первую поставку новых машин город ждет уже осенью 2020 года с завода НЕФАЗ.
О новых тарифах
Изменение тарифной политики будет направлено на то, чтобы привлечь интерес горожан к поездкам на общественном транспорте. Разработчики анонсировали супердешевый проездной за 1500 рублей, предусматривающий 21% скидки для самых активных пассажиров. При этом те, кто ездят мало (в том числе — иногородние), будут платить за проезд больше всех.
«На всех тарифах будут бесплатные пересадки между любым транспортом, если время поездки по городу не превышает 90 минут»
Ниже в таблице вы можете посмотреть цены и условия всех новых тарифов, которые планируется ввести уже к концу 2021 года.
Новые виды транспорта
После внедрения новой транспортной схемы в городе будут обновляться автобусные, троллейбусные и трамвайные парки. При этом Екатеринбург получит новые типы транспорта:
троллейбусы с автономным ходом: они способны проехать по улицам, где нет троллейбусных проводов. Такой вид машин позволит расширить некоторые маршруты, если, например, нужно подхватить дополнительный пассажиропоток в нескольких кварталах от того места, где заканчивается контактная сеть;
трехсекционные низкопольные трамваи для магистральных направлений: их главное достоинство — вместимость. Жаль, что пока на городских маршрутах нет ни одного вагона этого типа. Но тестирование опытных образцов уже проводилось;
автобусы большого и особо большого классов (гармошки): этот вид транспорта давно и успешно ездит по улицам уральской столицы. Согласитесь, это гораздо удобнее тесных микроавтобусов, в которых постоянная толкучка.
Важный момент: новая транспортная схема подразумевает уменьшение общего количества единиц транспорта на 5,3%. Но за счет машин большой вместимости число посадочных мест вырастет на 19,1%.
На графике ниже можно посмотреть, как изменится структура парков. Например, число автобусов особо большой вместимости (гармошки) серьезно вырастет. Уменьшится число обычных троллейбусов, но появятся троллейбусы с автономным ходом.
Аббревиатуры, используемые на схеме:
автобус ОБК (особо большой класс);
автобус БК (большой класс);
автобус СК (средний класс);
автобус МК (малый класс).
Как повысят качество транспортного обслуживания?
Новая транспортная реформа включает множество параметров, которые должны быть реализованы в течение ближайших нескольких лет:
наполняемость в салонах подвижного состава не превысит 4 человек на квадратный метр (сейчас давка в транспорте — нормальное явление на 19% городских маршрутов);
остановки общественного транспорта будут перенесены ближе к домам, чтобы расстояние до них не превышало 500 метров от жилого массива. Сейчас в некоторых районах 20% домов удалены от остановок больше чем на полкилометра. В качестве примеров можно назвать Химмаш, Уралмаш, район Втузгородка;
транспорт будет курсировать по Екатеринбургу на 7% быстрее. В том числе — на 20% быстрее из удаленных районов (Компрессорный, Кольцово, Солнечный, Химмаш). Для удаленных районов разработают отдельные мероприятия по улучшению доступности;
обновление парка автобусов и троллейбусов — в течение 3 лет, парка трамваев — в течение 4 лет;
75% подвижного состава будет низкопольным транспортом большого и особо большого класса;
остановки, с которых в сутки уезжают больше 1000 пассажиров, получат электронные табло с прогнозом прибытия транспорта;
чтобы движение общественного транспорта было максимально быстрым, надежным и безопасным, будут внедряться: усовершенствованные светофорные режимы, обособление трамвайных путей, камеры фотовидеофиксации, датчики скорости, выделенные полосы для движения общественного транспорта, платные парковки.