E1
Погода

Сейчас+24°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+24°

ясная погода, без осадков

ощущается как +23

2 м/c,

зап.

738мм 19%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,19
EUR 97,79
Реклама
Дороги и транспорт Фургон сбил пешеходов мнение «Принцип "Ноль смертей"»: как изменить перекресток на Малышева, чтобы там не сбивали пешеходов

«Принцип "Ноль смертей"»: как изменить перекресток на Малышева, чтобы там не сбивали пешеходов

С момента аварии с фургоном, который снес людей, прошел месяц

Активист рассуждает, как можно изменить перекресток Малышева — Мамина-Сибиряка, чтобы там не повторились трагические ДТП

Ровно месяц назад на перекрестке улиц Малышева и Мамина-Сибиряка произошла авария, в которой погиб пешеход — 45-летняя Татьяна Морозова и еще два пешехода серьезно пострадали. Водитель фургона проехал на красный сигнал светофора и получил мощный удар в бок своего автомобиля от легкового Hyundai. Автофургон закрутило и отбросило на людей, переходивших дорогу. Момент трагического ДТП попал на запись регистратора.

Тяжелые ДТП на Малышева — Мамина-Сибиряка случались и раньше. Но никто не задумался о том, что можно сделать с улицей, чтобы исключить возможные трагедии в будущем. В этой колонке активист фонда «Городские проекты» Алексей Кофман рассказывает, как подобные аварии предотвращают в Европе.

Вина водителя фургона в этом случае очевидна, так же как и вина водителей в других подобных ДТП на этом месте. Они превышают скорость и едут на красный. Также мы можем упрекнуть самих пешеходов в том, что они не убедились в отсутствии движущегося транспорта перед переходом на зеленый. Однако наказание водителей и перекладывание вины на пешеходов никак не поможет нам избежать подобных аварий в будущем.

Водитель фургона (в клетчатой рубашке) признался, что не заметил, что для него горит запрещающий сигнал

Мировой опыт предотвращения подобных аварий

Единственный надежный способ сделать так, чтобы пешеходы не гибли, — перепроектировать перекресток так, чтобы исключить условия для подобных происшествий. Инфраструктура должна помогать нам. Именно в этом заключается так называемый принцип Vision Zero (в русском варианте — «Ноль смертей»), которому следуют в городах Европы и Америки. Во многих мегаполисах это помогло в разы снизить количество погибших и пострадавших.

Улица Малышева на этом участке с точки зрения водителя больше похожа на загородное шоссе, чем на городскую улицу: шестиполосная проезжая часть шириной более 22 метров, отсутствие каких бы то ни было элементов благоустройства и островков безопасности. Естественно, на таком перекрестке водители чувствуют себя расслабленно и начинают превышать скорость и отвлекаться.

Именно это случилось в день аварии, как сказал сам виновник: «Перед аварией, метров за сто пятьдесят, я видел, что горит разрешающий сигнал. Тут просто машинально получилось так, что я не обратил внимания на светофор. Я не видел, какой свет горел на перекрестке, только в самый последний момент заметил, что в бок мне летит Hyundai».

ДТП произошло на широком и ровном отрезке улицы Малышева. На таких участках внимательность водителей притупляется 

Общепринятый способ борьбы с подобными авариями — изменение геометрии перекрестка. В таких случаях добавляют островки безопасности, делают немного выступающие тротуары, сужают и чуть-чуть искривляют полосы движения. На первый взгляд кажется, что подобные меры делают улицу менее безопасной для движения. Однако на практике оказывается, что водителям приходится здесь быть более внимательными и осторожными, скорости снижаются и количество серьезных ДТП уменьшается.

В результате наш перекресток может выглядеть примерно так, как на фото ниже. Поскольку водители не всегда замечают красный, не помешает установить на островке безопасности дополнительный светофор.

Так выглядит островок безопасности с дополнительным светофором, который можно установить возле перекрестка Малышева — Мамина-Сибиряка

Что планирует делать мэрия

Реакция городской администрации на это ДТП пока не вселяет оптимизма. Глава администрации Александр Высокинский в одном из интервью сказал: «Чтобы не было подобных аварий, нужно соблюдать правила дорожного движения, а чтобы автомобили не вылетали на тротуары, мы поставим ограждения». Очевидно, что ограждения в данной ситуации не помогут и даже от вылетания автомобилей на тротуар они не спасают, а только представляют дополнительную опасность для пешеходов, в которых могут попасть обломки пластиковой ограды (аналогичное мнение высказывал и урбанист Варламов).

В следующем году улицу Малышева ждет капитальный ремонт. Тендер на проектирование выиграла компания «Гильдия современных проектов» из подмосковного города Люберцы. В техническом задании нет никакой концепции, из него не ясно, с какой целью делается ремонт и что администрация хочет улучшить. Там нет ничего про безопасность пешеходов. Там даже не сказано, нужны ли на улице Малышева выделенные автобусные полосы (есть предложения сделать там линию скоростного автобусного транспорта). Мы недавно задали вопрос администрации города: «Что вы планируете поменять, чтобы сделать перекресток безопаснее?»

И вот что ответили в комитете по благоустройству:

«Улица Малышева является магистральной улицей общегородского значения 2-го класса — регулируемого движения. Технические параметры и характеристики линейного объекта будут учтены проектной документацией по капитальному ремонту улицы Малышева в соответствии с градостроительными нормами и требованиями. Проектно-сметная документация будет разработана на основании действующих положений, нормативно-правовых актов и рекомендаций нормативных документов, стандартов, сводов правил для проектирования и строительства».

Получается, городским чиновникам не важно, какой именно будет улица Малышева после ремонта, главное, чтобы она соответствовала ГОСТам. Но ведь эта улица уже спроектирована по ним, а люди здесь гибнут.

«Чтобы улица стала безопасной, недостаточно только соответствия ГОСТам»

Например, ГОСТы позволяют сделать здесь островок безопасности, но позволяют и не делать. Жаль, что у нашей администрации нет никакой концепции, а решение перекладывается на московских проектировщиков, которым, конечно, проще оставить все как есть.

Это большая проблема, ведь позитивных изменений можно добиться, только четко понимая, в какую сторону мы хотим двигаться, и проявляя политическую волю, чтобы улучшить город. Сейчас этой воли у городских властей мы не наблюдаем.

Можно ли действовать по-другому? Да, есть примеры иного подхода. Например, власти Москвы при реконструкции центральных улиц сначала разрабатывают концепцию, которая определяет основные параметры улицы, в том числе — приоритеты безопасности и комфорта для пешеходов, эффективности общественного транспорта. А уже потом проектировщики проводят детальное проектирование в соответствии с этой концепцией. В итоге результат получается очень достойный, улицы и благоустройство действительно меняются в лучшую сторону.

Надеемся, что и в Екатеринбурге рано или поздно придут к этому подходу — решат, что хотят делать комфортные и безопасные улицы. А пока будем ждать эскизных проектов новой улицы Малышева, они должны быть готовы уже в июле.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления