Если вы пользуетесь подземкой Екатеринбурга, то наверняка замечали массивные терминалы с экранами, которые расположены в середине платформы на станции «Уральская». Эти штуковины, предназначение которых для рядового обывателя является загадкой, установили в метро целых десять лет назад, и они давно слились с окружающим интерьером.
Недавно один из читателей поинтересовался у нас, почему терминалы на станции хронически отключены? И с какой целью они вообще были доставлены в метро? Мы решили разобраться в этой истории и выяснили, что загадочная техника — это давно заброшенный федеральный проект стоимостью в несколько десятков миллионов рублей.
Всевидящее око
В метро Екатеринбурга в ответ на запрос E1.RU открестились от терминалов, заявив, что оборудование принадлежит МЧС. Выяснилось, что правильное название этой техники — терминалы СЗИОНТ. Эта аббревиатура расшифровывается как система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
«Терминалы не обслуживаются и находятся в нерабочем состоянии с 2013 года», — уточнили в подземке.
Поиск информации на официальных сайтах МЧС дал быстрые результаты: оказалось, что СЗИОНТ — довольно крутая штука и придумали ее для защиты от террористов и катастроф.
Из описания МЧС следует, что каждый такой терминал оборудован кнопкой связи с оператором кризисного центра и сенсорным экраном, с помощью которого можно получить различную справочную информацию. У каждого терминала есть видеокамеры и динамики. Даже если вырубить электричество, оборудование продолжит автономно работать в течение нескольких часов, а его видеокамеры будут передавать четкое изображение обстановки на станции даже при низком освещении. Плюс датчики, которые позволяют реагировать на отравляющие вещества, химию, радиацию и сообщать об этом оператору. В общем, отличное подспорье для спасателей на случай разных ЧП.
В метро Екатеринбурга несколько терминалов СЗИОНТ поставили еще в 2010 году. Деньги на это выделил федеральный бюджет. Стоимость системы по меркам тех лет оказалась внушительной — 20 миллионов 79 тысяч рублей.
Примерно в это же время СЗИОНТ тестировали (широко освещая в СМИ) и в других крупных городах России, например, в Новосибирске, Казани, Самаре. Утверждалось, что система перспективна и будет применяться на многих транспортных объектах. Но применительно к Свердловской области дальше разговоров дело не пошло.
В официальном ответе, который мы получили от МЧС по Свердловской области, говорится, что в 2012–2013 годах терминалы в уральской подземке активно использовали, систему доводили до ума.
— Доработка и опытная эксплуатация проводились на основании государственных контрактов, — уточнили в ГУ МЧС по Свердловской области.
А потом вдруг закончились деньги: федеральное финансирование на работу СЗИОНТ в Екатеринбурге прекратили. С 2013 года терминалы оказались не у дел. В администрации Екатеринбурга уточнили, что сейчас оборудование отключено и находится в нерабочем состоянии.
Годы бесцельного простоя
Оборудование не демонтировали. Шесть лет оно простояло без дела на платформе станции «Уральская». К сожалению, дальнейшие перспективы дорогостоящего проекта выглядят туманными. В региональном МЧС дали понять, что в ведомстве планируют избавиться от СЗИОНТ, переведя его на баланс муниципалитета.
— В настоящее время определен порядок передачи терминалов, находящихся на балансе федерального учреждения, на баланс муниципального образования. В соответствии с вышеизложенным, в планах возобновить работу по передаче на баланс администрации Екатеринбурга оборудования, установленного в метро, и учесть расходы на его содержание в бюджете муниципального образования», — сообщили в региональном МЧС.
История с заброшенными терминалами СЗИОНТ удивительна, поскольку мерам безопасности на транспортных объектах страны в последние годы, наоборот, уделялось повышенное внимание. Особенно сильно меры безопасности ужесточили после теракта в питерской подземке в 2017 году. После этого багаж пассажиров в уральской подземке стали проверять досконально, обследуя даже маленькие дамские сумки.
Первое время горожане часто жаловались, что перед рамками металлоискателей скапливаются большие очереди. Но постепенно люди привыкли к такому режиму подземки. Аналогичные меры в 2017–2018 годах были приняты и на железнодорожном вокзале Екатеринбурга. Здание огородили высоким забором и ввели 100%-й досмотр багажа пассажиров.