В ГИБДД Екатеринбурга признали: выделенка для трамваев на Ленина сделана с нарушением ГОСТа, но, оказывается, в некоторых случаях можно от него отступать. Это следует из письма, которое получил автоэксперт Дмитрий Ларионов от начальника ГИБДД Екатеринбурга Вадима Буйдалина.
Поводом для обращения постоянного автоэксперта E1.RU к главному городскому гаишнику стал запрет водителям ездить по рельсам, поскольку над трамвайными путями в январе 2020 года установили знаки 3.1 «Въезд запрещен» в сочетании со знаками 8.14 (стрелка вниз, указывающая на полосу). Плюс к тому дорожники повесили на столбах камеры, чтобы ловить нарушителей.
Но такая организация дорожного движения вызвала вопросы: автоэксперт Дмитрий Ларионов пришел к выводу, что данная комбинация дорожных знаков не может применяться, потому что противоречит ПДД и ГОСТу. В частности, Ларионов указывал, что полоса движения — понятие, применимое только к проезжей части, а трамвайные пути — это не проезжая часть.
Дмитрий Ларионов попросил прокуратуру проверить законность запрета проезда по рельсам. Письмо автоэксперта переадресовали в ГИБДД. В начале марта гаишники дали развернутый ответ, в котором объяснили, чем руководствовались при установке знаков.
Из текста следует, что отклонение от ГОСТа все-таки было возможно. Буйдалин напомнил, что в теплое время года трамвайные рельсы на Ленина отделены от проезжей части сплошной линией разметки 1.2.1. Пересекать эту линию по правилам запрещено. Однако зимой линия не видна, и альтернативой ей как раз и стали запрещающие знаки. Автоинспекторы воспользовались лазейкой в правилах. В ГОСТе нашелся пункт, который позволил отклониться от требований самого ГОСТа!
— Учитывая погодные условия, а также наличие рыхлого снега, считаем, что обеспечить круглогодичную видимость горизонтальной дорожной разметки не представляется возможным, — подчеркнули в ГИБДД Екатеринбурга. — Применение знака 3.1 «Въезд запрещен» совместно с табличкой 8.14 (стрелка вниз, указывающая на полосу) над трамвайными путями не предусмотрено ГОСТ, но, учитывая условия движения на участке дороги по проспекту Ленина, считаем, что применение указанных знаков является обоснованным. Согласно п. 4.1 ГОСТ P 52289–2004, технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована условиями движения.
Дмитрия Ларионова ответ в целом устроил. Судя по всему, в ГИБДД сумели найти подход к проблеме, которая весьма актуальна для Екатеринбурга: на многих участках в центре города трамваи теряют огромное количество времени, простаивая из-за автовладельцев, которые выезжают на рельсы.
— Я вполне разделяю недовольство помехами на трамвайных путях. Мне тоже очень не нравится, что трамваям мешают двигаться быстрее. Но для меня имеет принципиальное значение законность применяемого наказания. В условиях, когда знаки установлены незаконно, наказание применяться не может, — отметил Дмитрий Ларионов.
Но, поскольку летом дорожные службы уже давно наносят разметку, которая запрещает автомобилистам выезжать на трамвайные пути, вполне логична попытка организовать такой же режим движения и зимой, когда разметки не видно.
— И в такой ситуации, действительно, вполне может быть применено положение ГОСТа, которое позволяет устанавливать знаки, в случае если это не предусмотрено ГОСТом, но такая необходимость обусловлена конкретными условиями. А раз знак установлен законно, то и наказание за нарушение его требований будет законным, — подытожил Дмитрий Ларионов.
При этом пока, насколько известно E1.RU, штрафы с этих камер автомобилисты не получали.