Поле недалеко от поселка Логиново, через который проходит федеральная трасса P354 Екатеринбург — Курган. Довольно прохладно и ветрено. Но погода — не помеха. Несколько сотрудников Росгвардии неспешно готовят беспилотник к взлету. Для журналистов всюду секретность: машину, на которой привезли БПЛА, снимать запрещают, техников, которые обслуживают беспилотник, — тоже.
— Наши люди часто помогают в работе различным оперативным подразделениям. Например, криминальной полиции. Поэтому их лица показывать не надо, — объясняет руководитель авиационного отряда специального назначения Росгвардии Дмитрий Зырянов.
Да и сам беспилотник как будто тоже норовит слиться с весенней серостью и сделаться незаметным. Расцветка у него такая, что в пасмурном небе заметить дрон очень сложно. К тому же он практически не издает шума во время полета.
— Он собран в Ижевске подразделением концерна «Калашников». В воздухе держится до трех-четырех часов. При низкой температуре воздуха, конечно, поменьше, — объясняют росгвардейцы.
ZALA 421, а именно так называется беспилотник, изначально разрабатывался для разведки. Но и на «гражданке» ему нашли применение: аппараты стали использовать для мониторинга окружающей среды и поиска заблудившихся людей. Оказалось, что и для охоты за нарушителями на дорогах ZALA 421 тоже годятся.
Контроль из-под облаков
Те, кто ездит за рулем, привыкли, что контроль осуществляется только с земли: это либо привычные всем патрульные экипажи, либо камеры на треногах, мостах и столбах. Беспилотник не заметишь. Он парит над землей на высоте 300–400 метров, сливаясь с облаками. Российские водители еще не привыкли к слежке с воздуха, и сообщение о том, что их залихватский обгон через сплошную полосу засекли с неба, поначалу вводит водителей в ступор.
Ловить лихачей с помощью БПЛА автоинспекция и Росгвардия договорились на самых аварийных участках трасс. Методика следующая: на дороге расставляют патрульные экипажи, затем в воздух поднимают беспилотник и следят с помощью его камеры за происходящим на дороге в режиме реального времени. Если кто-то из водителей совершает обгон в зоне действия запрещающих знаков, об этом сразу же узнает оператор, который управляет БПЛА, а также сотрудник автоинспекции, который сидит рядом в наземном пункте управления.
О нарушителе тут же сообщают ближайшему экипажу, который останавливает водителя и выписывает ему штраф. А если автовладелец начинает хитрить и требует доказательств, с этим проблем нет — беспилотник все записывает на видео. С помощью летательного аппарата наблюдение за нарушителем ведется вплоть до момента остановки машины инспектором ДПС. С такими доказательствами нарушителю не отвертеться в суде.
Зачем это нужно?
Авиарейды с участием беспилотников проводят, чтобы снизить количество грубых нарушений ПДД на трассах. Беспилотники не ловят водителей за высокую скорость, их задача — пресечь выезды на встречную полосу.
Встречка — самое страшное, что происходит на дорогах. В 2019 году было зарегистрировано 354 ДТП, в которых машины столкнулись лоб в лоб. В них погибли 104 человека, а еще 665 получили травмы. С начала 2020 года на Среднем Урале из-за выезда на полосу встречного движения и опасных обгонов случилась уже 91 авария. Результат — 27 смертей и 187 раненых (например, 2 марта на 8-м километре дороги Глубокое — Бобровский столкнулись ВАЗ и Ford Focus, погибли пятеро молодых людей, в том числе диджей, на концерт которого они ехали).
И в свой первый вылет беспилотные летательные аппараты взяли под контроль именно эту трассу. С начала года здесь зарегистрировано уже несколько ДТП, причиной которых стал выезд на полосу встречного движения.
В этом году сотрудниками ГИБДД было пресечено около 3000 нарушений ПДД, связанных с выездом на встречку.
Беспилотники себя еще покажут
В Свердловской области это не первый опыт наблюдения за дорожной обстановкой с воздуха. Еще с 2013 года сотрудники авиационного отряда Росгвардии помогали инспекторам ГИБДД ловить нарушителей на трассах региона. Например, уже несколько лет используется летательный аппарат, оборудованный так называемым комплексом ОКО-60. Это аэростат с крутой обзорной видеокамерой, которая фиксирует все происходящее в радиусе нескольких километров.