Уже с весны этого года в Екатеринбурге серьезно изменятся два трамвайных маршрута: № 4 и 5. Первый получит более протяженный путь, а второй будет направлен в восточную часть города, в микрорайон ЖБИ. Кроме того, ожидается возрождение маршрута № 12, который в 2017–2019 годах курсировал с 7 Ключей на ВИЗ. Все эти изменения понадобятся, для того чтобы увеличить пассажиропоток, сделать трамвайные маршруты более востребованными и выгодными для муниципалитета.
Проект изменений изначально созрел в недрах ЕМУП «Гортранс». Но затем с доводами предприятия согласились в мэрии, а затем их одобрил и региональный Минтранс. На днях проект утвердили окончательно. Через месяц он воплотится в жизнь.
У «четверки» есть неиспользованный потенциал
Маршрут № 4 (сегодня ездит от Южной через центр на Шарташ) решили продлить до трамвайного кольца на улице Фучика. Эта территория будет полезна «четверке» сразу по нескольким причинам. Во-первых, трамвайное кольцо расположено совсем рядом со станцией метро «Ботаническая» (с которого можно подхватить дополнительных пассажиров), а во вторых — именно в этой части Ботаники уже в ближайшие годы будет построен крупнейший в городе транспортный хаб, который объединит автобусы (междугородние и городские), троллейбусы, метро и трамваи. Речь идет о строительстве «Золотого» автовокзала. То есть маршрут № 4 в перспективе будет подхватывать часть огромного пассажиропотока, который устремится в эту часть города после постройки хаба к 2023 году.
— «Четверку» совершенно логично было направить на Фучика, где в скором будущем начнет формироваться транспортный хаб, — подчеркнул наш источник в мэрии. — Маршрут в последние годы напоминал какой-то обрубок. Так исторически получилось, что его конечной была станция Южная. Но город за десятилетия серьезно разросся, а вагоны № 4 так и не направили ни на Вторчермет, ни на Ботанику. Они в последние годы всё так же останавливались на Южной, в то время как людей нужно было везти дальше. У пассажиров это вызывало лишь недоумение.
«Пятерка» возродится на ЖБИ
Маршрут № 5 в последнее время ходил так: площадь 1-й Пятилетки — Проспект Космонавтов — Луначарского — Куйбышева — 8 Марта — Юлиуса Фучика. К сожалению, «пятерка» стабильно теряла пассажиров. Причиной отчасти был метрополитен.
— Так вышло, что мы не получили никакого пассажиропотока с Ботаники. Дело в том, что в прошлом «пятерка» (еще до строительства кольца на Фучика и станции Ботанической. — Прим. ред.) ходила от Южной к площади 1-й Пятилетки возле УЗТМ, и очень многие люди пользовались ей, чтобы ездить на работу на Уралмашзавод. Пассажиров было так много, что на линии были даже сплотки из двух вагонов. Но, когда открылось метро, возникла ситуация, что трамвай стал дублировать путь метрополитена с юга на север города. Согласитесь, под землей транспорт едет быстрее! Пассажиры стали реже пользоваться трамваем. Они выбрали метро.
В результате в январе 2020 года было окончательно решено убрать вагоны № 5 с Ботаники. С весны 2020-го они поедут по новой схеме: от Уралмаша по проспекту Космонавтов на Пионерский и далее по Гагарина на ЖБИ. В ЕМУП «Гортранс» уверены, что рокировка экономически сработает, поскольку трамваи № 5 уже успешно ездили по аналогичному пути. Это происходило в период, пока на ремонте был Макаровский мост, с осени 2017 по осень 2019 года.
Возрождение трамвая № 12
По данным нашего источника в мэрии, изменение маршрута № 5 вернет на линию трамваи № 12. Это решение наверняка очень понравится жителям Железнодорожного района: часть подвижного состава с № 5 отправят курсировать на № 12 между Старой Сортировкой и ВИЗом, как это уже было во время полного закрытия Макаровского моста в 2017–2019 годах. Тогда «пятерку» разделили на два более коротких маршрута. По сути, нынче произойдет то же самое. Но если ранее маршрут № 12 выводили на линию как временный, то теперь он получит все шансы стать постоянным.
Все изменения трамвайных маршрутов, по данным нашего источника в мэрии, вступят в силу с 1 марта 2020 года.