Недавно мы публиковали продолжение истории, произошедшей в ночь на 14 декабря, когда на Пермском тракте на бок опрокинулся автобус, в котором с концерта возвращались 52 фаната рэпера Макса Коржа. Причиной аварии стало то, что водитель уснул за рулем. Коллега мужчины рассказывал E1.RU, что происходило в салоне до ДТП и почему водитель мог уснуть.
После этого с редакцией связался другой водитель, который уже 11 лет возит людей. Он написал колонку о том, как работают междугородние перевозки, о зарплатах водителей и о том, каким образом перевозчики заставляют водителей ехать в дальние рейсы без напарников. По просьбе мужчины публикуем его колонку анонимно.
Я работаю водителем на автобусах с 2009 года, а с 2013-го — на автобусах дальнего следования. И в Ханты-Мансийск ездил, и в Самару, и в Соль-Илецк, и в Казахстан, хотя и не считаю, что он далеко.
Это была мечта детства. Вот только сейчас эта профессия стала не самой престижной, а оплата по сравнению с уровнем рисков вообще мизерная.
Так что большая часть тех, кто работает, — это те, кто работает по призванию. Сами стараемся что-то делать для пассажиров — диски с фильмами, музыка. Ремонтируем автобусы тоже сами. Но не все ценят.
А еще сейчас стало появляться много частников, и большинство ДТП с междугородними автобусами — как раз из-за них. Межгород весь им отдан, а они только и гонятся за деньгами, им совершенно наплевать, как едет автобус, в каком он состоянии и как давно не отдыхал человек, который сидит за рулем. Всё якобы соблюдается только для вида.
Водители рейса Екатеринбург — Североуральск, например, сами ремонтируют автобусы, потому что ездить так уже небезопасно, где-то в автобусах проблемы с тормозами. У других ездят на летней или всесезонной резине даже зимой. Ну а про то, что водители официально не трудоустроены, а те, что трудоустроены, получают по документам совсем другие суммы, я вообще молчу. Ни на одном предприятии не соблюдается режим труда и отдыха, 90% машин изношены и не соответствуют требованиям перевозки пассажиров. Полная вакханалия, лишь бы деньги везли.
У нас по полной комплектуются только машины, которые в Соликамск ездят, там ведь горы. Поэтому вот тебе, пожалуйста, резина новая и тормоза и так далее. Но в том году и без тормозов туда гоняли в ледяные дожди. Я в Дагестане за пять лет службы так не поседел, как за тот рейс.
Вот и получается, что совершать несколько рейсов без отдыха — это уже норма. Можно, например, ночь ехать из Соликамска, в шесть утра приехать и в семь-девять утра рвануть в Тавду или в Уфу.
Ездят по одному человеку, хоть и на дальние рейсы. На автобусах в Тавду, например, последнее время часто делают так: проходят врача и на автовокзале отмечаются два водителя, а едет в итоге один.
Потому что перевозчикам так выгоднее. Они в своей основной массе ставят условия: либо едь, либо увольняйся. А в периферийных городах это равно смерти. Либо прибегают к психологии, говорят: «Ну вон Ваня молодой съездил, а ты, такой суперводитель, хуже молодого, не съездишь что ль?» Либо наказание рублем, а водитель как раз за этот рубль и работает. Это сказки все про левые халтуры, сейчас все сидят только на зарплате.
Водитель ведь зарабатывает с рейса. Чем больше рейсов, тем больше зарплата. Вот и молчат, деваться некуда, всем семьи кормить надо. Поэтому и работают без тормозов, на неисправных машинах, крестятся и едут. А начальству наплевать и на водителей, и на людей сзади. Главное сейчас как-нибудь с божьей помощью съездить, а уж потом когда-нибудь будет ремонт, будут запчасти, будут зарплаты нормальные.
Так что стараешься сам больше накатать. Проедешь около 80 рейсов за месяц, а получаешь тысяч 15–20. Остальное потом ходи и клянчи у работодателя. Заработал по факту 80 тысяч, а получил 30, остальное под запись в долг. Выше зарплата только на бумаге.
Ну и от организации зависит, сколько в итоге заработает водитель. Где-то зарплату считают по часам, где-то по километражу, где-то фиксированная цена за рейсы. Можно получить 900 рублей за круг в 70–90 километров, а можно 550 рублей за рейс, хотя расстояние в два раза больше.
К тому же в некоторых организациях, осуществляющих пассажирские перевозки, есть такая практика: ты работаешь, закреплен за автобусом, а зарплата у тебя только на бумажке. Потом приходит одноразовый водитель, делает рейс в Соликамск, Тавду или Казахстан и получает после рейса наличными свои деньги за рейс. Так выгодней работать, ни за что не отвечаешь, только рули.
А вообще с безопасностью проблемы не только из-за перевозчиков или водителей. Люди сами пренебрегают этим. Не пристегиваются практически никогда, делают что хотят. Такой менталитет.
При посадках на автовокзалах каждый перронный контролер напоминает: «Садимся и пристегиваемся», но невозможно же проконтролировать их! Водители, даже если их два или три, могут уследить максимум за рядом-двумя за собой. Хотя сменные водители не обязаны следить за пассажирами. Они отдыхать должны, а не бегать пассажиров пристегивать.
Поэтому, если говорить о пассажирах, то на рейсах работать проще намного. Там все по регламенту. Если запах пошел по салону, имеешь право высадить на ближайшем посту ДПС или на автовокзале. А с заказами проблематичнее. Можно, конечно, высадить, но можешь потом вообще без денег остаться. Кто-то понимает, что от водителя жизнь и здоровье зависят, а кто-то считает, что раз заплатил, то может делать что хочет, а водитель должен просто молча везти и улыбаться.