На прошлой неделе грянул гром: борьба за право парковаться на газонах в Екатеринбурге внезапно продолжилась с новой силой. В декабре 2018 года Конституционный суд РФ разрешил региональным властям штрафовать автомобилистов за парковку на газонах и устанавливать по своему усмотрению размер наказания. Тогда же было сформулировано определение того, что является газоном («предназначенная для озеленения поверхность земельного участка»), а также утверждены суммы штрафов: от 3 до 5 тысяч рублей для физлиц, от 5 до 40 тысяч — для должностных лиц, от 150 до 500 тысяч рублей — для юридических лиц. Казалось бы, ситуация с гряземесами наконец-то пришла в правовое русло и в ней поставлена точка. Но прошел почти год — и в Свердловский областной суд поступил новый иск с просьбой признать закон о штрафах неправомерным!
Поводом для подачи этого документа стали массовые обращения оштрафованных водителей в Комитет по защите прав автовладельцев. В этом выпуске рубрики мы решили дать слово его руководителю Кириллу Форманчуку, который согласился объяснить суть поданного в суд заявления. С некоторыми доводами правозащитника трудно не согласиться. Разберем все по порядку.
Как узнать, что ты не в луже грязи, а на газоне
— Каждый сам для себя решает, парковаться ему на газоне или нет. Вопрос это больше моральный, чем правовой. Всех наказать нельзя, а парковаться где-то надо. Но даже если водитель оставил машину на кусочке земли, где нет травы, это место тоже может оказаться газоном. Так невиновные получают штрафы по 3–5 тысяч рублей.
Газон нормального человека и газон депутата заксобрания
— Штраф за парковку на газоне на моей памяти отменяли три раза. И не только потому, что областные власти не вправе устанавливать ответственность за нарушения, которые связаны с эксплуатацией транспортных средств, но и из-за неоднозначности формулировок.
Законом Свердловской области об административных правонарушениях установлен запрет на «размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями». Вроде нет никакого подвоха. Вот участок с зелеными насаждениями, на него заезжать нельзя. Но есть нюансы. У статьи существуют два важных примечания, которые все меняют:
Под газоном понимается покрытая травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью либо предназначенная для озеленения поверхность земельного участка, имеющая ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра), и (или) граничащая с твердым покрытием пешеходных дорожек, тротуаров, проезжей частью дорог;
Под зелеными насаждениями понимается травянистая и древесно-кустарниковая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
А теперь задайте себе вопрос, сможете ли вы определить «предназначенную для озеленения поверхность земельного участка». Посмотрите в окно на сугробы и скажите, где же эта предназначенная поверхность? А вы, наверное, думаете, что зимой не штрафуют за парковку на газонах? Еще как штрафуют. И зимой, и летом. Деньги же идут в местные бюджеты.
Возможно, у нас на Урале живут ясновидящие, которые знают про все земельные участки, предназначенные для озеленения в Свердловской области, но я, например, к таким людям не отношусь. Думаю, что про такие участки и в администрациях городов-то не знают. Мы же не в Москве, чтобы утвердить реестр газонов. Да-да, в столице есть реестр газонов! Захотел заехать на неизведанную и опасную территорию — посмотрел в реестр, и если там пусто, то можно помесить грязь. В Свердловской области такой номер не пройдет — тут всё один сплошной газон.
О разумном
— Чтобы штраф был законным, обоснованным и справедливым, нужно не только создать парковочные места, но и четко определить, что же такое газон. А также сделать газоны такими, чтобы на них стыдно было заезжать. Нынешние сиротские газоны вызывают только сожаление. Остановить парковку на газонах можно несколькими путями, и в первую очередь — значительно уменьшив их количество, сузив тротуары, расширив дороги, обустроив стоянки.
Ведь водитель в большинстве случаев лезет на газон не потому, что он прирожденный автохам, а потому что некуда машину поставить. В помещение же не затащишь с собой. Городская инфраструктура идет по пути выдавливания автомобилей из города, хотя на деле машин меньше не становится. Их будет еще больше. Полагаю, если даже примут идеальный закон о запрете парковки на газонах, все равно найдется способ его обойти и не платить штраф.
Напомним, что недавно о проблеме с уральскими водителями-гряземесами высказался известный блогер Илья Варламов. Он посоветовал водителям Екатеринбурга пользоваться платными парковками.
К сожалению, кроме парковки на газонах водители Екатеринбурга практикуют такие вещи, как захват тротуаров и мест для инвалидов. Фотографии именно таких автохамов мы традиционно размещаем в этой рубрике. Не забывайте присылать фото нарушителей на нашу электронную почту parkovka@e1.ru (обязательно указывайте дату и место съемки, а когда делаете снимки, держите телефон горизонтально, чтобы изображения получались максимально информативными. Автомобили, припаркованные на стоянках для инвалидов, должны быть сняты с разных сторон).