Цель этой публикации — сохранить жизни маленьких пассажиров на дорогах нашей страны. Как ни странно, в столь важном вопросе многие родители до сих пор некомпетентны. E1.RU много раз писал о травмах и даже гибели малышей в ДТП, хотя тяжелых последствий можно было избежать, если бы водители с умом подходили к вопросам перевозки детей.
Что говорится в правилах?
Правила перевозки детей-пассажиров в легковых автомобилях регулируются пунктом 22.9 ПДД РФ.
Он гласит следующее:
— Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
— Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Таким образом, на переднем сиденье автомобиля разрешено перевозить детей, не достигших возраста 12 лет, только с использованием удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу.
Ребенка до 7 лет можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих его росту и весу, как на переднем, так и на заднем сиденье автомобиля.
Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье автомобиля разрешено перевозить с использованием не только детских удерживающих устройств, но и трехточечного штатного ремня безопасности. В данном случае при выборе пассивных мер безопасности водитель обязательно должен учитывать вес и рост ребенка.
Штатный ремень безопасности (и это крайне важно) должен прочно удерживать ребенка и не соскальзывать с его плеча во время смещения маленького пассажира вперед, а также исключать эффект подныривания под ремнем безопасности. В том случае если комплекция тела ребенка не позволяет штатному ремню безопасности выполнять эту функцию (не поленитесь, проверьте!), необходимо использовать детское автокресло.
В ПДД четко регламентировано, что установка в легковом автомобиле детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в строгом соответствии с руководством по эксплуатации. То есть при размещении удерживающего устройства и ребенка в нем должна быть обеспечена неподвижность в случаях резкого торможения или столкновения как самого детского удерживающего устройства, так и ребенка в нем.
Сертификация
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» детские удерживающие устройства являются «компонентами транспортных средств» и подлежат обязательной сертификации на территории России. Сертификат должен удостоверять, что устройство соответствует требованиям Правил Европейской экономической комиссии ООН № 44–04 (в общеевропейском обозначении — стандарт безопасности ЕСЕ R 44.04).
На сертифицированном детском удерживающем устройстве обязательно будет табличка, доступная для обозрения без вскрытия упаковки, подтверждающая его соответствие стандарту безопасности! На рисунке ниже вы можете посмотреть, как она выглядит.
Виды кресел по весовым группам
Если вы не можете определиться с тем, какое кресло выбрать, то помните, что существует Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТР 41.44–2005. Он подразделяет детские удерживающие устройства на пять основных весовых групп:
1-я группа 0 (group 0) — для детей массой менее 10 кг;
2-я группа 0+ (group 0+) — для детей массой менее 13 кг;
3-я группа I (group I) — для детей массой 9–18 кг;
4-я группа II (group II) — для детей массой 15–25 кг;
5-я группа III (group III) — для детей массой 22–36 кг.
Забудьте об адаптерах
Отдельно мы бы хотели рассказать об адаптерах, которые надеваются на автомобильные ремни. Если вы до сих пор используете эти устройства для перевозки ребенка, хорошо задумайтесь.
Еще в декабре 2016 года Росстандарт запретил продажу детских удерживающих устройств «ФЭСТ» (те же адаптеры), которые на рынке часто позиционировались как альтернатива автомобильным креслам. Специалисты провели исследования и пришли к выводу, что при фронтальном столкновении адаптер способен создать чрезмерную нагрузку на брюшную полость ребенка. Иными словами — привести к повреждениям внутренних органов и гибели маленького пассажира.
Итог — адаптеры в России перестали сертифицировать. В настоящее время их рассматривают как муляжи удерживающих устройств, которые не предназначены для защиты ребенка в дороге. Не питайте иллюзий относительно эффективности адаптеров.
Все используемые детские удерживающие устройства должны быть безопасны для ребёнка! Но когда 4-летнего малыша пристёгивают каким-либо адаптером и ремень безопасности проходит через его шею — такую перевозку нельзя назвать безопасной.
В Свердловской области были ДТП, в которых дети погибали именно из-за так называемого эффекта подныривания, когда ребёнок при столкновении буквально выскальзывал из-под ремней. Маленький пассажир не был закреплен в кресле в соответствии со своим ростом пятиточечным ремнём безопасности. Вместо этого родители использовали как раз такие подручные инструменты, как адаптеры. А потом горько жалели об этом.
Благодарим за помощь в подготовке материала ГИБДД Екатеринбурга.