В Ташкенте, с точки зрения жителя Екатеринбурга, не метро, а предел мечтаний. Вы, конечно, скажете, что эта фраза звучит слишком громко, но постараемся подкрепить ее фактами и фотографиями.
Мы в уральской столице уже устали ждать, когда же, наконец, сдвинется с мертвой точки вопрос о продлении подземки до ВИЗа, Юго-Запада, Академического... Да хоть до какого-нибудь нового района! Но развитие уральского метро остановилось в 2011 году, когда были открыты станции «Чкаловская» и «Ботаническая». К сожалению, пока новых веток метрополитена в Екатеринбурге не предвидится. Вместо них — только обещания и проекты, да судебные разборки в арбитраже.
А жители столицы Узбекистана тем временем в своей подземке и ездят (причем дешево), и покупают для нее новые поезда, и строят проектируют новые линии. Давайте посмотрим, что представляет из себя их метрополитен. Ну и порадуемся (или позавидуем) братскому народу.
Для начала немного статистки и истории: ташкентский метрополитен в свое время стал первым в Центральной Азии. Его строительство велось с 1968 года. Первая линия длиной 12 километров с 9 станциями была запущена в 1977 году (в Екатеринбурге метро открылось в 1991-м). К настоящему времени у ташкентского метрополитена три действующие ветки: Чиланзарская, Узбекистанская и Юнусабадская. Общая длина подземки — 36 километров и 29 станций (у екатеринбургского метрополитена одна ветка длиной 12 километров и 9 станций).
По нашим меркам, проезд на метрополитене Ташкента стоит сущие копейки. В местной валюте это 1400 узбекских сум, что в переводе на российские деньги — примерно 10 рублей. В России такой ценник, пожалуй, только у коробка спичек. Ну и напомним, что проезд в метрополитене Екатеринбурга в три с лишним раза дороже, хотя сама уральская подземка — в три раза короче.
Пассажиропоток в ташкентском метрополитене не слишком большой. Он совершенно не сравним с толкучкой в подземке Москвы или Питера. Да и в Екатеринбурге, такое ощущение, что пассажиров будет побольше, чем в столице Узбекистана. Хотя по количеству населения Екатеринбург и Ташкент примерно на одном уровне.
Любопытный факт: в ташкентском метрополитене тоже есть станции «Космонавтов» и «Машиностроителей». По фото ниже можно сравнить их внутреннее убранство.
Теперь о безопасности: в Екатеринбургском метрополитене сумки и пакеты пассажиров просвечивают интроскопом, а сами пассажиры проходят через магнитные рамки. В Ташкентском метрополитене таких мер предосторожности нет. Но если вы выглядите подозрительно, полицейские могут проверить вас с помощью металлоискателя. Также по станциям развешаны таблички, призывающие пассажиров быть бдительными.
В 2019 году Екатеринбург впервые за тридцать лет закупил два новых поезда. В Ташкентском метрополитене подвижной состав в предыдущие десятилетия обновлялся намного чаще. Пару лет назад в подземку столицы Узбекистана были доставлены несколько составов российского предприятия АО «Метровагонмаш». Но ездят в Ташкенте и старые поезда: на многих вагонах есть таблички, датированные началом восьмидесятых годов.
В целом подземка Ташкента производит приятное впечатление своей ухоженностью, просторными станциями и короткими интервалами в расписании поездов. Так и хочется сказать: «эх, Екатеринбургу бы такое!». В этом году выделили деньги и начали проектировать вторую ветку. Да и в Совфеде идею поддержали. Глядишь, будет и на нашей улице праздник.
Благодарим за помощь в подготовке этого материала Генеральное консульство Республики Узбекистан в Екатеринбурге, а также Государственный комитет по развитию туризма Республики Узбекистан.
Фото: Роман Марьяненко / E1.RU