Для 29-летнего Сергея Беляева прошедший на днях всероссийский конкурс профмастерства среди водителей трамваев был уже вторым по счету. В своей первой попытке (пару лет назад) он занял на соревнованиях скромное восьмое место, хотя и был назван лучшим в стране знатоком правил технической эксплуатации трамвая. В Казань, где в этом году проводился конкурс, молодой человек летел с боевым настроем, но без завышенных ожиданий. И вдруг неожиданная победа! Среди трех десятков сильных соперников именно навыки уральца были признаны самыми выдающимися:
— История Гортранса начинается с первого места. Это хороший знак! Мы верили в нашего участника, зная его отличные теоретические знания и практические навыки. 7 ноября исполнится 90 лет со дня открытия в Екатеринбурге трамвайного движения. И первое место Сергея на всероссийском конкурсе — это еще и настоящий подарок к юбилею, — сказал генеральный директор ЕМУП «Гортранс» Сергей Нугаев.
Мы приехали к Сергею Беляеву в Северное депо и расспросили о том, как ему удалось прославить свое депо на всю страну. Сергей прокатил нас на новом трамвае 71-407, и мы убедились: этот парень действительно умеет возить полные стаканы воды, не проливая ее на пол, а свои знания по технической части вагона зачитывает со скоростью рэп-исполнителя.
— Зачем тебе нужен был этот конкурс? Сам вызвался участвовать, или начальство отправило?
— Было желание поехать! И я был очень доволен, что выбрали именно меня. После восьмого места в 2017-м нужен был реванш.
— Соперники были сильные?
— К примеру, водитель из Коломны, который занял второе место, отстал от меня всего лишь на один-единственный балл! А в остальном протоколе между участниками были отрывы всего в несколько сотых балла. То есть результаты были очень плотные. Уровень подготовки у всех был высокий.
— Во время конкурса ты провез в салоне трамвая стакан воды и не разлил. Как тебе удается ездить так плавно?
— Нужно уметь чувствовать скорость вагона, его габариты, должна быть отличная реакция на экстренные ситуации. А чтобы возить и не проливать воду в стакане, например, нужно учитывать еще и состояние путей. Рельсы часто бывают кривыми и имеют неровные стыки. Плавность вождения достигается с опытом. Как-то друг сделал мне комплимент, сказал: «Серега возит пассажиров как хрустальные вазы».
— Объясни, как можно чувствовать тяжеленный вагон весом 15–20 тонн?
— Есть много тонкостей. В зависимости от времени года, температуры воздуха и влажности техника может вести себя по-разному. К примеру, сейчас осень, листопад. И на рельсах сильный юз. Это когда сцепление колес с рельсами не равно силе торможения. Осенний юз образуется из-за листопада: листья падают на рельсы, колеса по ним проезжают, выжимают оставшиеся соки, и этот сок остается на рельсах. То есть ты нажимаешь на педаль тормоза, но трамвай все равно несет вперед как по маслу.
— Почему ты пошел работать водителем трамвая?
— Водить трамвай мечтал еще в детстве. Это такая профессия, в которой ты не сидишь на месте. Утром видишь, как постепенно просыпается город, вечером видишь, как все бурлит на улицах, а потом все разъезжаются по домам и улицы погружаются в сон.
— Но есть и риск оставить последние нервы в городских пробках...
— Было время, когда я начинал работать и меня нервировали и пассажиры, и водители. Но со временем пришло спокойствие. Это важно, потому что ты несешь ответственность за безопасность пассажиров.
— Не обидно за наш трамвайный парк? Его часто называют устаревшим.
— В Казани, где были соревнования, почти весь подвижной состав обновлен. За екатеринбургский парк обидно, конечно, но надеемся, что и в нем со временем будет много новых вагонов. Большинство водителей у нас привыкли ездить на старых Tatra, где педальное управление. Но в современных машинах есть уже джойстики (Сергей часто занимается обкаткой новых вагонов Уралтрансмаша. — Прим. ред.). К ним часто относятся с некоторой опаской. Но это интересно! Лично мне бы хотелось поездить на новом трехсекционном вагоне с «гармошкой».
— Что, на твой взгляд, еще нужно изменить в трамвайной инфраструктуре города?
— Нужно и дальше обособлять трамвайные линии. У нас они обособлены по окраинам. А ближе к центру мы встаем в пробки. В итоге постоянно вылетаем из расписания, ездим укороченными рейсами по вечерам. Разумеется, все это раздражает пассажиров. Если обособить пути, трамвай станет отличным скоростным транспортом.
А еще я бы доработал действующие линии. Например, не помешает соединить расположенные совсем рядом трамвайные кольца на Уралмаше: на площади Первой Пятилетки и на Машиностроителей. И нужно проложить трамвайную линию по 8 Марта от Радищева до площади 1905 года.
— Но, обособляя трамвайные линии, мы забираем пространство у автомобилистов. Не станут ли пробки еще длиннее?
— В упомянутой уже Казани почти все трамвайные пути на центральных улицах обособлены. Там нашли способ. И у них трамваи ездят со скоростью 50–70 километров в час. У нас нигде такого не увидеть. Максимум ездим со скоростью 40 км/ч. Но и наши вагоны могут ездить быстрее. Конструкционная скорость у всех новых вагонов — 70 км/ч.
Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU