В 1969 году в Свердловске на повороте, где улица Московская переходит в Челюскинцев, сошел с рельсов трамвай. Эта история обросла домыслами и слухами: говорили, что водителя отвлекла пассажирка, попросившая положить в кабину сетку с яйцами, что на асфальте остались реки крови, что было много пострадавших и погибших.
После публикации материала об этой аварии в редакцию E1.RU написали несколько очевидцев тех событий. Это пассажиры, врач скорой помощи, случайные свидетели, оказывавшие помощь пострадавшим. Благодаря им удалось точнее восстановить картину случившегося.
Среди тех, кто откликнулся, — екатеринбурженка Ольга Дубровских. Ее брат Олег Филиппов ехал на подножке трамвая, он стал единственным погибшим в той аварии. Очевидец Алексей Ратушный вспоминал, что уступил место на подножке другому парню, возможно, это был Олег. Благодаря Ольге удалось выяснить и точную дату случившегося — 25 мая 1969 года.
Олегу было 16 лет, он учился в школе № 66 на Эльмаше, занимался парусным спортом. В тот день он спешил на тренировку на ВИЗ.
— То, что водитель отвлекся, — это факт, — говорит Ольга. — То, что брат ехал на подножке, — тоже. Про то, что кто-то уступил ему место на подножке, я не слышала, это скорее выдумка.
О том, что Олег погиб, родителям сообщили по телефону. Отец поехал на опознание один, маме стало плохо.
— Люди говорили: если бы он был внутри, то остался бы живым. Наша семья всю жизнь жила с этим грузом, — рассказывает Ольга Дубровских. — Хоронили его всей школой.
Один из пассажиров, 14-летний Василий Чикинда, сел в трамвай возле ДК железнодорожников. Утром 25 мая в ДК награждали футбольную команду «Орленок», за которую он играл. Годом раньше «Орленок» стал чемпионом области, выиграв турнир «Кожаный мяч». Домой на Сортировку поехали все вместе — ребята и их тренер Петр Богданов. На улице было прохладно, вспоминает сейчас Василий Николаевич, на нем была белая болоньевая куртка и зимняя кроличья шапка:
— Трамвай был полным. Я оказался возле кассы (в то время надо было в кассу опустить три копейки и самому оторвать билет). Возможности куда-либо отойти не было — меня плотно прижали. На роковом повороте трамвай упал на правый бок, а кассы стояли как раз с правой стороны, и поэтому пассажиры меня придавили к кассе, которая и спасла от попадания в окно. Иначе я, как некоторые сидящие, проехался бы своей головой и плечом по асфальту. Зато я ударился лицом о верхнюю часть стенки, переходящую в крышу, и разбил губы. Кровь полилась прямо в шапку, которая с меня слетела. Помню, что водитель всем говорил, что он не виноват, ничего не нарушил, что была плохо закреплена тележка с колесами.
Вагон действительно слетел с тележки (она покатилась дальше), в полу остались дыры, и пассажиры вылезали из трамвая через них. В нескольких метрах от аварии находился травмпункт, там пострадавшим оказывали первую помощь и записывали их данные.
— У нас сильно пострадал только тренер. Он сидел в правом ряду и, наклонившись, что-то читал. Во время аварии он ударился головой о переднее сиденье и получил сотрясение мозга, провел какое-то время в больнице. Позднее тренер высказал мнение (он сам работал на железной дороге), что трамвай подпрыгнул перед падением, из-за чего у него выпала из рук книжка. А это могло быть из-за того, что на рельсе находился посторонний предмет.
Домой на Сортировку Василий пошел пешком: трамвайное движение остановили. Родители, увидев сына в перепачканной кровью белой куртке, первым делом начали ругаться. Потом, конечно, все узнали.
Мимо места аварии проезжала машина скорой помощи. Водитель Анатолий Иванович Сорокин вспомнил, что бригада несколько раз отвезла пострадавших в больницу.
А Наталья Ильинична увидела аварию из окна и выбежала, чтобы помочь людям. Она рассказала E1.RU, что многие были порезаны разбитыми стеклами, кто-то задыхался из-за того, что осколки попали в горло:
— Мы клали людей на скамейки, убирали осколки с губ. Люди очень тяжело дышали. Приезжали скорые, и мы подзывали медиков, чтобы сразу же увозили тех, кто в очень тяжелом состоянии.
Через месяц-два пассажиров трамвая стали вызывать для дачи показаний в милицию. Василий как несовершеннолетний пришел с мамой. Спрашивали, в какой части вагона он находился, как себя чувствовал после аварии, с какой скоростью ехал трамвай. Он ответил, что 40 километров в час, потому что такую цифру обсуждали в коридоре другие пассажиры. Сам он, как сейчас признается, определить скорость трамвая не мог.
По нашим данным, водителя после аварии осудили. Работать в трамвайное депо он не вернулся.
Почитайте другие материалы из рубрики «Неизвестный Свердловск». Например, о тайнах подвалов Городка чекистов или о том, как в Свердловск приезжал Фидель Кастро.
Фото: Ольга ДУБРОВСКИХ; Василий ЧИКИНДА; предоставлено читателем E1.RU