Депутат гордумы Константин Киселев вернулся из путешествия по Японии. За время отдыха он полторы сотни раз ездил на местных поездах. На своей странице в Facebook Киселев рассказал, чем его поразила японская железная дорога и связанная с ней инфраструктура и как она отличается от РЖД. С разрешения автора публикуем его колонку.
Меня часто спрашивают: что больше всего поразило в Японии? Одно из первых мест — железная дорога и та инфраструктура, что с ней связана. Теперь по пунктам.
1. Население Японии — примерно 127,5 млн человек, из которых два процента — иностранцы. Население России — примерно 147 миллионов. Согласитесь, что сопоставимо.
Теперь сравним пассажиропоток. В Японии за год железная дорога перевозит 23 миллиарда пассажиров. Как думаете, сколько у нас? С нашими размерами, огромной протяженностью путей и прочими Якуниными и шубохранилищами? В России за 2018 год перевезено всего 1,155 млрд человек. Это в 20 раз меньше, чем в Японии. 23 миллиарда и миллиард с небольшим!
В уме не укладывается! Как так?! И оцените мобильность населения Японии. Мы, в сравнении с ними, просто сидим на диванах.
2. Это надо видеть. Огромные многоуровневые вокзалы, где с утра до вечера кипит жизнь. Где магазины, пересадки на городские электрички, междугородние скоростные поезда, локальный транспорт. Здесь же рядом: автобусы, метро, такси. Все увязано. Что вы хотите, если через только один вокзал Токио в день проходит до полумиллиона пассажиров! 500 тысяч через один вокзал в день! А вокзалов несколько.
Через один вокзал Токио проходит весь Нижний Тагил с Первоуральском и окрестностями. В день. Это требует размеров, управления и комфорта. И они есть. Вокзал в большом японском городе и есть город в городе.
3. Скорости. Они разные. Синкансэны (современные скоростные поезда) могут гонять между городами со скоростью 320 км/час. Но у синкансэнов другая колея, свои пути. Стандартная скорость — 100–130 на других дорогах и с иным подвижным составом.
4. Точность. Она удивительна. Минута в минуту. Пару раз из сотни-полутора поездок мы попадали, когда поезда задерживались на 1–2 минуты. И один раз, когда застряли на два часа из-за какой-то ситуации на путях и отмены двух поездов. Но это точно исключение.
Чаще было так. Пересадка с дороги на дорогу, из поезда в поезд занимала 5–15 минут. Однажды мы просто перешли из остановившегося поезда через перрон в другой. 5–7 секунд на пересадку. Но это тоже исключение.
5. Разнообразие подвижного состава удивительно. Поезда можно коллекционировать. Всех форм и возрастов, раскрасок и длины. Любые. От одновагонных до длиннющих синкансэнов. От строгих до веселеньких с раскраской и «физиономией».
6. Монорельс испробовал впервые. Он шел без «водителя». Сам. По часам. Вежливо, быстро и точно. А зачем нам машинист? Машинист нам не нужен.
7. Комфорт разный. Есть составы, отделанные деревом. Есть вагоны, где кресла установлены так, чтобы пассажиры могли любоваться видами природы, т. е. кресла развернуты ровно к панорамным окнам. Во многих поездах кресла поворачиваются друг к другу. Есть туалеты, комнаты для курения и иногда даже помещения для разговоров по телефону. Не везде, но есть.
Иногда встречаются вагоны для женщин. Я один раз ехал в таком. Причем мужчины там были. А я по своей рассеянности заметил, что еду в гендерно противоположном мне вагоне уже тогда, когда приехал. Благо, что со мной были две женщины.
8. Ночью поезда и метро не ходят. Поэтому если кто-то засиделся с друзьями, то звонит жене: «Дорогая, я тут прошляпил последнюю электричку, так что бухаю до утра. Приеду первым дилижансом. Не теряй».
Мы как-то ехали первой электричкой в 04:46. Хороший аромат стоял в вагоне. Треть на работу, треть с работы, а треть точно пропустила вчера последний дилижанс.
Кстати, последние вечерние составы забиты битком. То бишь с утра и до вечера железная дорога работает с полной нагрузкой.
9. Цены атомные. Для нас. Самый дешёвый вариант для туриста, который желает ездить и смотреть, а не сидеть в одном городе, — купить JR-Pass. Он продается только за пределами Японии и только для туристов. Цена за три недели на человека — примерно 500 долларов. И это дёшево! Если бы покупали билеты в кассах на месте, то вышло бы в полтора-два раза дороже.
По JR-Pass можно взять бесплатные билеты в кассе в вагон с резервируемыми местами, а можно ехать в вагоне, где места не резервируются. Все вагоны помечены соответствующим образом.
Но JR-Pass распространяется не на все поезда, а только на те, что входят в соответствующую группу компаний. Их шесть. На остальные поезда придется покупать дополнительно. Всего же железнодорожных компаний в Японии более 100.
11. Безопасность абсолютная. За полвека работы синкансэнов не было ни одного инцидента, повлекшего смерть пассажира. Ни одного! Про нас молчу.
12. На остановках все выстраиваются в очередь. Давки на перроне никакой, хотя в локальных поездах бывает тесно. В движении многие едят, пьют и даже выпивают. Это норма.
Вежливость обслуживающего персонала запредельна. Простой пример. Любой человек в форме, заходя в вагон, поклонится пассажирам. Выходя, обернется и сделает ещё один поклон.
13. Зайцами ехать не советую, даже если хочется. Все очень вежливо, но контроль двойной: на входе на станцию и на выходе. В некоторых поездах — но очень редко — и внутри вагона.
Итак, давайте поймём принципиальное. В России есть железнодорожный монополист, в Японии — нет. Скорость, комфорт, точность, безопасность, красота, чистота, гигантский объем пассажиропотока, вежливость — это в Японию. Стоит ли того цена? Каждый решает сам.
P. S. И на закуску: Japan Airlines в 2008 году перевезла 50 млн пассажиров, «Аэрофлот» в 2018 году — около 37 млн. Увы и ах!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Почитайте, в каких еще сферах и как отличается жизнь в Екатеринбурге от жизни за границей. Например, про работу такси в России и в США, про медицину в Китае, про аренду жилья на Ибице.
Фото: Константин КИСЕЛЕВ