Дороги и транспорт Неизвестный Свердловск истории Дом культуры был весь в копоти от дыма: вспоминаем годы, когда по улицам Уралмаша катались паровозы

Дом культуры был весь в копоти от дыма: вспоминаем годы, когда по улицам Уралмаша катались паровозы

Рассказываем историю Уралмашевской железнодорожной ветки и публикуем архивные снимки

Машинисты-уралмашевцы на новом маневровом локомотиве | www.e1.ruМашинисты-уралмашевцы на новом маневровом локомотиве | www.e1.ru
Машинисты-уралмашевцы на новом маневровом локомотиве

В феврале 2018 года на перекрёстке улицы Войкова и проспекта Космонавтов на Уралмаше разрушился асфальт. Этот случай не был бы ничем примечателен, если бы не старый рельс, выглянувший из-под земли как раз в том месте, где треснуло дорожное полотно.

Некоторым горожанам стало любопытно, откуда здесь взялась железная дорога и когда по ней ездили поезда. Подняли старые карты и поняли: рельс был частью так называемой Уралмашевской ветки, по которой в годы войны с Уралмашзавода и завода имени Калинина возили гаубицы, танки и зенитные установки, а также отработанные промышленные отходы.

Сегодня уже мало кто помнит, что история Уралмаша и его завода начиналась именно с железнодорожной инфраструктуры. Еще в 1927 году, перед началом строительства крупнейшего машиностроительного завода на Урале, от железнодорожной станции до будущей строительной площадки была проведена первая ветка.

Валериан Куйбышев на открытии железнодорожной ветки в 1927 годуВалериан Куйбышев на открытии железнодорожной ветки в 1927 году
Валериан Куйбышев на открытии железнодорожной ветки в 1927 году

Открывал ее сам Валериан Куйбышев, бывший с визитом в нашей области. Свердловским властям принципиально важно было показать председателю Высшего совета народного хозяйства, что они уже готовят инфраструктуру под возведение будущего предприятия.

Думаете, обычный рельс? А вот и нет. Это целая история!Думаете, обычный рельс? А вот и нет. Это целая история!
Думаете, обычный рельс? А вот и нет. Это целая история!

Железный «спрут»

В конце двадцатых годов строительные площадки завода и соцгорода Уралмаш стремительно опутала сеть железнодорожных веток. Гигантский завод, строительство которого было закончено к июлю 1933 года, просто не смогли бы построить без мощной разветвлённой сети железнодорожных путей. Причем ставка на паровозы и вагоны имела простое объяснение: в СССР не хватало грузовых автомобилей, а на Уралмашинстрое первое время их не было совсем. Именно поэтому внутри завода и жилого района начали курсировать поезда.

Ветки от Уралмашзавода протягивали туда, где планировалось какое-либо строительство, а также — к близлежащим поселкам, где жили заводчане, к полигону промышленных отходов и артиллерийскому полигону.

Тридцатые годы, паровоз едет по улице Культуры (сзади виден дом № 8). На снимке — трехосный маневровый локомотив. Этот тип паровозов в народе прозвали «лягушками» из-за характерных пыхтящих звуков, которые они издавалиТридцатые годы, паровоз едет по улице Культуры (сзади виден дом № 8). На снимке — трехосный маневровый локомотив. Этот тип паровозов в народе прозвали «лягушками» из-за характерных пыхтящих звуков, которые они издавали
Тридцатые годы, паровоз едет по улице Культуры (сзади виден дом № 8). На снимке — трехосный маневровый локомотив. Этот тип паровозов в народе прозвали «лягушками» из-за характерных пыхтящих звуков, которые они издавали
Старая карта Уралмаша, на которой видно, как пролегали железнодорожные ветки по заводу и районуСтарая карта Уралмаша, на которой видно, как пролегали железнодорожные ветки по заводу и району
Старая карта Уралмаша, на которой видно, как пролегали железнодорожные ветки по заводу и району

Если внимательно смотреть на старые карты, то можно увидеть, что в пятидесятые годы Уралмашевских веток, по сути, было две. Рассмотрим их в отдельности.

Первая ветка (в соцгород Уралмаш): она отходила от завода в том месте, где сегодня находится НИИтяжмаш. Затем по краю площади первой Пятилетки заходила на улицу Культуры и на пересечении с улицей Красных Партизан расходилась на несколько отдельных линий. Например, один путь вел к автомобильному гаражу на улице Ворошилова (теперь эта улица называется XXII Партсъезда, а на месте автогаража недавно построили универсам «Лента»), еще один — к кинотеатру «Темп», другой — к деревообрабатывающему комбинату (сегодня на его месте находится школа № 144). Наконец, еще один путь вел в сторону стадиона «Авангард» и далее до перекрестка с улицей Уральских Рабочих и Ломоносова, где находился большой склад Управления капитального строительства УЗТМ. Итог — целый железнодорожный «спрут», который просуществовал в Свердловске до 1960-х годов (точнее, в уже изрядно урезанном виде в отличие от 20-х годов, когда паровозики бодро бегали почти по всем застраиваемым улицам соцгорода).

Железнодорожная ветка в районе улицы КировградскойЖелезнодорожная ветка в районе улицы Кировградской
Железнодорожная ветка в районе улицы Кировградской

Вторая ветка (в сторону поселка Красное): ее ввели в эксплуатацию в 1933 году. Эта линияотходила от Уралмашзавода в сторону улицы Перекопской (ныне Кузнецова) и шла параллельно нынешнему проспекту Космонавтов (по его левой стороне), а затем — в сторону Верхней Пышмы, поселков Калиновка, Садовый, Зеленый Бор, Крутой, Красногвардейский, Глубокий Лог и Красное. В Красном был создан полигон, на котором испытывалась производимая на Уралмашзаводе боевая техника, в Красногвардейском же находилась свалка производственных отходов. Туда везли отходы из металлургических цехов, с ТЭЦ и газогенераторной станции. Очень удобна была железнодорожная ветка и для работников Уралмашзавода. Жителям поселков, прилегающих к ней, можно было спокойно приехать на поезде прямиком на завод — к станкам, печам, сварочным аппаратам. Главное не забыть положить пропуск в карман.

Жизнь бок о бок с паровозами

В современном мегаполисе трудно представить себе пыхтящий поезд на улице, но в те отдаленные годы это было нормой, хотя казусы периодически случались. Особенно «напрягали» вопросы безопасности: например, были случаи, когда на железнодорожном переезде на улице Машиностроителей поезда разносили в щепки грузовики, чьи водители не отреагировали вовремя на опустившийся поперек улицы шлагбаум. А однажды на пути паровоза оказался трамвай (тогда трамвайные линии пересекали железнодорожные), который был сметен многотонной машиной. Чудом обошлось без жертв, поскольку вагон ехал без пассажиров.

О том, что через город катаются паровозы, постоянно напоминали и закопченные фасады домов. Особенной чернотой на урбанистическом промышленном пейзаже Свердловска выделялся Дом Культуры «Орджоникидзевский» (в те годы он назывался клубом им. Сталина), вплотную к которому проходила ветка. Позднее, уже после демонтажа рельсов, стены здания постепенно очистились от копоти. Ее смыло дождями, снегом.

Работники транспортного цеха УЗТМ во время демонстрации в 1947 годуРаботники транспортного цеха УЗТМ во время демонстрации в 1947 году
Работники транспортного цеха УЗТМ во время демонстрации в 1947 году
В таких пассажирских вагонах труженики Уралмашзавода ездили к себе на заводВ таких пассажирских вагонах труженики Уралмашзавода ездили к себе на завод
В таких пассажирских вагонах труженики Уралмашзавода ездили к себе на завод

Расцвет и угасание Уралмашевской ветки

Уралмашевская ветка относилась к так называемым ведомственным железным дорогам. То есть она не контролировалась Министерством путей сообщения СССР (ныне РЖД). Но это не мешало ей иметь полноценное пассажирское сообщение и отличный подвижной состав.

Торжественный запуск новой ветки УЗТМ — Красное в 1973 годуТоржественный запуск новой ветки УЗТМ — Красное в 1973 году
Торжественный запуск новой ветки УЗТМ — Красное в 1973 году

В начале семидесятых ветку от УЗТМ на Красное перестроили. Она уже не проходила через жилые кварталы. Поезда стали выходить в город с южной стороны завода. Они проезжали через мост на улице Донбасской и шли в объезд соцгорода Уралмаш через окраину парка Победы, вдоль берега озера Шувакиш до первой станции Комсомольской, где любые пассажиры могли сесть в поезд и за умеренную плату доехать до нужной остановки.

Генеральный директор Уралмашзавода Николай Рыжков (будущий председатель Совета министров СССР) держит ленточку на открытии новой ветки УЗТМ — Красное в начале 70-х годовГенеральный директор Уралмашзавода Николай Рыжков (будущий председатель Совета министров СССР) держит ленточку на открытии новой ветки УЗТМ — Красное в начале 70-х годов
Генеральный директор Уралмашзавода Николай Рыжков (будущий председатель Совета министров СССР) держит ленточку на открытии новой ветки УЗТМ — Красное в начале 70-х годов

Пассажирские и товарные перевозки набирали обороты. В Верхней Пышме строился филиал ПО «Уралмаш» — завод сварных машиностроительных конструкций. С учетом этого к 30-летней годовщине победы в Великой Отечественной войне в 1975 году были приобретены два новых комфортабельных дизельных поезда ДР1П-030. Они были собраны на Рижском вагоностроительном заводе. Первый состав начал курсировать по Уралмашевской ветке 9 мая, второй — чуть позже.

От старой линии, что шла по улице Кузнецова и проспекту Космонавтов, на тот момент осталась только станция Калиновская. Часть рельсов, как выяснилось в феврале 2018 года, просто забыли демонтировать. Никто и подумать не мог, что спустя десятилетия они вновь окажутся на поверхности.

Маневровый тепловоз, работавший на линии в семидесятые годыМаневровый тепловоз, работавший на линии в семидесятые годы
Маневровый тепловоз, работавший на линии в семидесятые годы
Поезд на станции Комсомольской к западу от жилых кварталов УралмашаПоезд на станции Комсомольской к западу от жилых кварталов Уралмаша
Поезд на станции Комсомольской к западу от жилых кварталов Уралмаша

Закат Уралмашевской ветки пришелся на девяностые годы. Страна перешла от плановой экономики к рыночной. Потребность в крупном заводе сварных машиностроительных конструкций начала угасать. Объем заказов резко снизился, и пошатнувшийся промышленный гигант стал стремительно затягивать в кризис всю прочую инфраструктуру, десятилетиями державшуюся на нем.

Железнодорожной веткой еще какое-то время пользовались садоводы. Линию нужно было содержать, а средств не было, и она постепенно стала приходить в упадок. Начались перебои в расписании, подвижной состав ветшал. Окончательно добили Уралмашевскую ветку автобусные маршруты. Пассажирские перевозки ушли в историю в 2008 году. С 25 апреля по 19 октября 2008 года пассажирские поезда курсировали по усечённому маршруту — от заводской станции Север до станции Красногвардейск. На этом все и закончилось.

В 1975 году в честь 30-летия Победы в Свердловск закупили два комфортабельных дизель-поезда ДР1П. Они были собраны на Рижском вагоностроительном заводе. Первый состав начал курсировать по Уралмашевской ветке 9 маяВ 1975 году в честь 30-летия Победы в Свердловск закупили два комфортабельных дизель-поезда ДР1П. Они были собраны на Рижском вагоностроительном заводе. Первый состав начал курсировать по Уралмашевской ветке 9 мая
В 1975 году в честь 30-летия Победы в Свердловск закупили два комфортабельных дизель-поезда ДР1П. Они были собраны на Рижском вагоностроительном заводе. Первый состав начал курсировать по Уралмашевской ветке 9 мая

Что осталось?

В начале двухтысячных была частично разобрана железнодорожная линия, ведущая до поселка Красное. Ни Уралмашзаводу, ни городу больше не нужны были перевозки, которые стали убыточными. Сегодня в рабочем состоянии находится участок Комсомольская — Балтым, который использует для своих нужд, например, завод «Уральские локомотивы», производящий скоростные поезда «Ласточка». А восточной частью линии, ведущей от ЕКАД к улице Совхозной, сегодня пользуется метрополитен Екатеринбурга для подвоза рельсов и прочих грузов.

Вспомним, какой была Уралмашевская ветка в далеком прошлом. Публикуем фотографии из архива екатеринбургского фотографа Алексея Марова. Историю Уралмашевской ветки и факты о ее работе любители железнодорожного транспорта собирают в одноименной группе во «ВКонтакте».

Зима 1994 годаЗима 1994 года
Зима 1994 года
Июнь 1995 года, станция КомсомольскаяИюнь 1995 года, станция Комсомольская
Июнь 1995 года, станция Комсомольская
Там же, в мае 1996 годаТам же, в мае 1996 года
Там же, в мае 1996 года
Апрель 1996 года. На станции в ПышмеАпрель 1996 года. На станции в Пышме
Апрель 1996 года. На станции в Пышме
1996 год, поезд направляется в сторону Зеленого Бора1996 год, поезд направляется в сторону Зеленого Бора
1996 год, поезд направляется в сторону Зеленого Бора
1995 год, на станции Комсомольской1995 год, на станции Комсомольской
1995 год, на станции Комсомольской
1996 год1996 год
1996 год
Станция «Калиновка». Снимок 2017 годаСтанция «Калиновка». Снимок 2017 года
Станция «Калиновка». Снимок 2017 года
Остатки путей на перегоне от Балтыма к станции «Юбилейной»Остатки путей на перегоне от Балтыма к станции «Юбилейной»
Остатки путей на перегоне от Балтыма к станции «Юбилейной»
Старые пути на перегоне «Дачная — Красногвардейск»Старые пути на перегоне «Дачная — Красногвардейск»
Старые пути на перегоне «Дачная — Красногвардейск»
Станция «Дачная»Станция «Дачная»
Станция «Дачная»
На станции «Красногвардейск» пути заканчиваются. Еще в 2015 году пути вели до Глубокого Лога. Теперь разобраныНа станции «Красногвардейск» пути заканчиваются. Еще в 2015 году пути вели до Глубокого Лога. Теперь разобраны
На станции «Красногвардейск» пути заканчиваются. Еще в 2015 году пути вели до Глубокого Лога. Теперь разобраны

Не забывайте смотреть другие наши публикации, посвященные истории столицы Среднего Урала. Мы публикуем их в разделе «Неизвестный Свердловск».

Фото: музей Уралмашзавода, Алексей МАРОВ, Уралмашевская ветка / vk.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления