Это вечная борьба: водители хотят быстро ездить, а гаишники — отлавливать их и строго наказывать. В итоге некоторые свердловские трассы фактически стали платными. К примеру, на пути до Нижнего Тагила можно встретить шесть-семь камер в каждом направлении. Так что дорога может обойтись лихачу в 3–6 тысяч рублей.
— Я вам даю гарантию, что камеры стоят не просто так, — рассказывает Никита Морозов, начальник отделения областного Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), пока мы едем на Серовский тракт. — Мы несколько раз в неделю смотрим, какие участки самые опасные, именно там ставим камеры. И контролируем, чтобы подрядчик стоял строго там, где мы указали.
Никита пообещал на конкретных примерах рассказать, как выбирают места, как меняется после этого количество аварий. В будущем напишем об этом материал.
Серовский тракт и правда один из самых аварийных в области. И даже многократное освящение «дороги смерти» не помогло. Ну, или мы просто об этом не знаем.
У большого количества камер на трассах есть побочный эффект: водители закрывают номера.
— Это реально беда! Как только водители не изгаляются: заклеивают цифры, буквы, ставят поддельные номера, — описал ситуацию Никита Морозов.
И правда — в Instagram мне часто показывают рекламу каких-то чудо-плёнок, которые делают невидимыми для камер номерные знаки. Но практика ГИБДД показывает, что такие наклейки — просто обман.
Доезжаем до камеры УГМК, которая стоит неподалёку от Невьянска. Чертовски интересно наблюдать за тем, как большинство водителей аккуратно сбрасывают скорость перед ней. Обычно-то я веду машину и делаю точно так же.
Но некоторые совершенно не обращают внимания на камеры и проносятся так, как будто они, во-первых, бессмертны, а во-вторых, у них много денег, чтобы платить штрафы. Просто они заклеили часть номера, чтобы нельзя было установить владельца авто.
— Вот увидите, чем ближе к девяти утра, тем больше будет таких машин с прикрытыми номерами. Люди торопятся на работу из Невьянска, Нижнего Тагила. Вот и заклеивают знаки, чтобы не получать штрафы, — прогнозирует Никита Морозов.
Санкции, кстати, за такое художество весьма серьёзные: штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на один-три месяца (статья 12.2 КоАП РФ).
Не успеваем снять первый синхрон, как мимо проносится Audi с закрытыми номерами. Никита тут же сообщает экипажу спецроты — они стоят в паре километров от нас и останавливают нарушителей.
Проходит ещё минут десять, и вновь Никита хватается за рацию:
— Чёрная цээрвэ! Номера закрыты частично.
— Принял, смотрим, — отвечает инспектор спецроты.
Мы же прыгаем в служебный Ford Focus (для таких рейдов используют машины без специальной раскраски) и выруливаем на трассу.
— Не остановился! — доносится из рации.
В этот момент мы как раз проезжаем мимо Audi спецроты, которая отъезжает от обочины.
— В коробочку надо брать цээрвэ. Хорошо идёт! Аккуратнее, — спокойно говорит в рацию Никита, хотя в этот момент наш Focus едет, как мне показалось, километров 140 в час.
Обгоняем Honda справа, сзади ее поджимает Audi. В итоге гонщик вполне разумно решает остановиться.
Сразу становится понятно, что водитель из ХМАО-Югры подготовился к дальней дороге. Передние номера у него были практически стёрты наждачной бумагой. Сзади же часть стёрта, а затем сверху наклеены цифры на пленке, а скотчем закрыт регион.
— Я просто тороплюсь в город — едем из Ханты-Мансийска. Много у вас тут камер, — откровенно пояснил свои художества водитель.
Его почти наверняка лишат прав, так как он не остановился по требованию инспектора.
Возвращаемся на место. Откровенно скажу — думал, что больше нарушителей в это утро не будет.
Проходит ещё минут 10–15, и Никита вновь хватается за рацию:
— Nexia проехала с заклеенным регионом!
Через полминуты ответ:
— Он остановился в полукилометре от нас, вышел и отодрал скотч.
Если бы не камера, возле которой мы стояли, то хитрый водитель на Nexia избежал бы наказания. Но буквально через минуту мы получаем снимок, на котором чётко видно: регион аккуратно закрыт какой-то картонкой.
— У меня просто прилипло — я ничего не заклеивал, — стал объяснять водитель Nexia. — Не знаю, чего вы там увидели.
Оказалось, что у него не только номера были закрыты, но ещё и не было прав!
— Мне месяц остался — два года назад лишили прав, — откровенно рассказывает он мне свою историю.
У меня же в голове не укладывается: ты гоняешь без прав, лишён за пьянку, да к тому же закрываешь номера. Где логика?! Обычно такие водители стараются быть тише воды и ниже травы, чтобы гаишники их не замечали. А тут такая дерзость.
— Вам же теперь штраф большой грозит, машину на штрафстоянку увезут, — пытаюсь понять я его логику.
— У меня трое детей, везу инвалида, а потому отделаюсь обязательными работами, — с улыбкой ответил мне нарушитель.
И он оказался прав — судья пожалела его и дала лишь 100 часов обязательных работ. Так что трое детей позволяют не только раньше выходить на пенсию женщинам, но и избегать серьёзного денежного наказания — их мужьям.
Вроде и гуманно, но очевидно, что этот водитель чувствует свою безнаказанность. Если бы судья впаяла штраф, то его издержки превысили бы тысяч сорок рублей. Наверняка бы в следующий раз он подумал, стоит ли так себя вести на дороге. Но гуманность победила.
За следующие полчаса оштрафовали ещё пару водителей. И если мужчина на Toyota Land Cruiser остановился, признал свою вину, а потому наверняка получит штраф в пять тысяч, то парень на «десятке» со скотчем на номере решил погоняться. Но всё равно его догнали, а снимки с камер не оставили ему возможности отпираться.
В итоге за полтора часа — пять нарушителей. Реально их, конечно, больше.
— Мы такие рейды теперь регулярно проводим — продумываем новые схемы вылова таких хитрецов, чтобы они не могли избежать наказания, — рассказал Никита.
На обратном пути мы заехали в ЦАФАП на Чкалова, куда стекается информация со всех камер, установленных в области.
— Примерно десять из тысячи нарушивших правила водителей скрывают свои номера, — рассказала начальник отделения ЦАФАП Алёна Байкалова. — И лично для меня это дело принципа — найти, чья это машина.
На примере одного из таких хитрецов она мне показывает, как это происходит. У Lexus закрыта одна из цифр. Алёна Байкалова вбивает в базу те данные номера, которые видны. Выпадает несколько десятков машин, но Lexus среди них только один.
Затем смотрим этот номер через базу системы «Поток», где фиксируются все машины, которые проехали мимо камер. Даже если они не нарушили, их данные будут храниться в базе.
— Иногда я могу потратить полчаса на поиск нарушителя, сбор доказательной базы, но почти в ста процентах случаев я найду, чья машина. И помимо штрафа за превышение скорости его привлекут ещё по статье 12.2 КоАП РФ за сокрытие номеров, — говорит Алёна Байкалова.
И вроде бы я как водитель должен возмущаться, поскольку камер стало значительно больше, а значит, и шанс получить штраф увеличился кратно. Но с другой стороны, каждый день на E1.RU появляются новости про смертельные аварии, одна из самых частых причин которых — скорость. Так что пусть ловят.
Ранее мы подробно рассказывали, как работает центр автоматической фиксации ГИБДД. Два года назад там выписывали около трёх тысяч штрафов в день, а сейчас уже более 13 тысяч.
Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU