Весной 2018 года проекты по строительству трамвайной ветки Екатеринбург — Верхняя Пышма наконец-то вышли на стадию реализации. Госконтракт на 2,2 миллиарда рублей выиграл «Инженерно-строительный центр УГМК». За эти деньги строители должны проложить примерно 5,5 километра новых путей по Екатеринбургу и 3,3 км — по территории Верхней Пышмы (если считать в однопутном исчислении, то есть туда и обратно, то получится 17,7 км).
Новая линия пойдет от трамвайного кольца на Старых Большевиков по Фрезеровщиков, а потом по Шефской. Дальше ее запроектировали не на существующих улицах, а вдоль Калиновского лесопарка и по новому району от УГМК на землях бывших плодоовощных и тепличных хозяйств. Потом ветка вернется на проспект Космонавтов и под ЕКАД плавно перейдет на Успенский проспект в Верхней Пышме. На нем она и закончится кольцом рядом с улицами Октябрьской и Козицына.
Мы решили проехать (а где не получится — пройти) по всему маршруту линии, чтобы посмотреть, какие пейзажи увидят первые пассажиры из окон трамвая.
Кстати, с момента, когда разыграли госконтракт, прошло ровно пять месяцев. В 2018 году планировалось сносить дома, попадающие на территорию линии, а еще выносить инженерные коммуникации. Так что заодно посмотрим, что уже сделано.
Так сейчас выглядит трамвайное кольцо на Старых Большевиков — Фрезеровщиков. Оно находится недалеко от станции метро «Проспект Космонавтов», и именно отсюда в Екатеринбурге начнется новая трамвайная ветка, которая пойдет в Верхнюю Пышму.
Трамвай от кольца пройдет по отрезку Фрезеровщиков и выйдет на Шефскую. Тоже пока незаметно, что здесь готовятся к каким-то строительным работам. Но с этих улиц уже убрали нестационарные объекты — остановочные комплексы «Старых Большевиков», «Фрезеровщиков» и «Шефская».
Подъезжаем к автомойке на Шефской, 122. Рядом — тропа в Калиновский лесопарк. В прошлом году на этом месте стоял павильон кафе. Аккурат по нему в Калиновский лесопарк повернет перешедшая здесь на четную сторону трамвайная линия, так что сейчас павильон снесен.
А в прошлом году это место выглядело вот так:
Сейчас тут также находится въезд на большую стройплощадку, и его уже вымостили бетонными блоками. Когда-то на этом месте было тепличное хозяйство. А сейчас это большие стройки УГМК: ТЦ «Веер», а за ним — «Изумрудный бор», район, который изначально планировалось назвать «Северная корона».
Наш второй отрезок — вдоль Калиновского лесопарка.
Как это ни странно, трамвайная линия пойдет именно по узкой полоске леса вдоль стройки, а не по пустырю бывшего сельскохозяйственного комплекса, которым владеет УГМК и его топ-менеджмент. Поэтому эту полоску лесопарка изъяли из охраняемых территорий (предполагается, что парку добавят площадь в другом месте, то есть поставят на охрану другой кусочек леса).
Правда, рубить деревья тут так и не начали — мы писали почему: границы городских лесов в этом месте не были изменены к началу работ. Сейчас кажется невероятным, что это место через два года превратится в большую дорогу — улицу Меридиональную 1-ю.
Но совсем рядом с забором идти трудно — из-за зарослей шиповника, одичавшей малины и других кустарников. Зато поблизости идет утоптанная тропинка — вот такая. Она параллельна проспекту Космонавтов.
Спустя несколько минут прогулки по относительно нетронутому лесу с левой стороны — там, где забор — становятся видны многометровые земляные отвалы. Некоторое время даже кажется, что это отсыпка под дорожное полотно. Но нет: это стройка огромного торгового центра «Веер», и землю сюда убрали, чтобы сделать площадь перед ним (как объяснили рабочие).
Оценив масштаб коммерческой стройки, спускаемся с отвалов и отправляемся обратно к забору, чтобы продолжить путь вдоль него. Все-таки наша главная цель — это трамвайная линия, хоть ее еще и не начинали.
Мы не будем поворачивать и продолжать путь вдоль ограждения: трамвайная линия делает здесь крюк через лесопарк, обходя территорию нового района. Посмотрим, что на этих дорогах сейчас.
Третий отрезок. Леса, поля и теплицы (или будущие улицы Ново-Садовая и Меридиональная 2-я).
По полям из лесопарка нам нужно будет пройти возле бывшего 9-го тепличного комбината, а потом выйти на улицу Чуцкаева, которая выведет нас на проспект Космонавтов — как и трамвайную линию. Тут множество переплетающихся между собой дорог и тропинок, так что четко держать маршрут по будущим трамвайным рельсам сложновато.
Наш четвертый отрезок: от Чуцкаева по Космонавтов и до развязки на ЕКАД.
Чуцкаева — это извилистая улица в частном секторе. Она идет от тепличного комбината к проспекту Космонавтов и трижды параллельна сама себе. Взгляните сами.
Судя по проектам, когда-нибудь частный сектор тут отселят полностью: в этом месте планировали и новый Северный автовокзал, и гостиницу, и перехватывающие парковки. Но это, скорее всего, дело очень далекого будущего.
Дело будущего поближе — это разворотное кольцо трамвая и станция «Калиновская» с электродепо, но они относятся ко второму этапу строительства трамвайной линии. А ближайшее будущее, то есть первый этап — просто трамвайная линия в этом месте, которая выйдет на Космонавтов. Но и она потребует сноса нескольких домов.
Нам повезло — в одном из домов, который изымают под муниципальные нужды для строительства первой очереди трамвайной линии, в ответ на звонок открыли.
Пожилая женщина рассказывает, что она совсем не в восторге от переезда. Заодно открывается секрет, почему будущая магистраль с трамваем в этом месте все еще находится в таком пасторальном виде. Дела о стоимости домов и участков для выкупа в этом месте сейчас находятся в судах.
— Нам предлагают 7,6 млн рублей, — говорит хозяйка, — но этого мало, у нас же полностью благоустроенный дом 170 метров площадью. Хотим, чтобы хотя бы 9,6 миллиона дали. А у наших соседей вообще беда: на их участке для стройки надо всего несколько метров. Но как раз в этом месте у них стоит дом...
Ближе к проспекту Космонавтов картина меняется. Несколько домов у перекрестка снесены — или находятся в процессе сноса. Всего под трамвайную линию (на оба этапа) в Екатеринбурге изымают порядка 60 участков, на которых стоят около 40 домов (это не считая киосков, автомоек и рекламных щитов). Многоэтажки под снос не попали.
На выкуп имущества под трамвайную линию (помимо 2,2 миллиарда на ее строительство), по предварительным расчетам, должно уйти полмиллиарда рублей в ценах 2016 года (которые с тех пор не особенно изменились). Эта информация приведена в проектной документации госконтракта на строительство линии. 417 миллионов рублей планировалось потратить на выкуп недвижимости в Екатеринбурге и гораздо меньше — 65 миллионов — в Верхней Пышме. Но суды еще могут внести свои коррективы.
В отличие от незаметно снесенной мечети «Рахман» (как раз на ее месте будет разворотное кольцо) ее соседка — православная церковь Иоанна Предтечи по адресу Космонавтов, 184 — цела. Ее тоже должны снести. Взамен этой церкви в УГМК уже пообещали построить новую, в микрорайоне «Изумрудный бор». Но пока нет даже самого района, а значит, и места, куда приход мог бы переместиться. Так что вопрос сноса храма очень сложный, но поговорить со священнослужителями о том, к какому решению пришли на настоящий момент, не получилось — церковь была заперта.
Правда, рядом уже работали два гастарбайтера. На вопрос, когда снесут храм, ответить они не смогли — сказали, что их просто привез сюда «хозяин» и заставил копать выгребную яму.
За храмом начинаются уже выкупленные и отселенные дома на Космонавтов. В них можно снимать фильмы ужасов.
Трамвайная ветка пройдет по четной стороне Космонавтов — там, где идут сносы. Под железнодорожными путями, которые пересекают проспект Космонавтов, для трамвая сделают специальный тоннель. Но признаков работ тут больше нет.
Выезжаем к развязке, проезжаем под ЕКАД (тут, кстати, трамвайные пути с восточной стороны дороги перейдут в середину — на разделительную) и направляемся в Верхнюю Пышму.
В Верхней Пышме ради трамвайной линии изымают порядка сотни участков, на половине из которых стоят дома. Большая их часть расположена по четной стороне Успенского проспекта (бывшей Советской).
Въезд в центр Верхней Пышмы сейчас выглядит очень торжественно: высокий путепровод, с которого видны музей военной техники, музей автотехники, большая уличная экспозиция, будущий театр, а теперь еще и «Рабочий и колхозница».
Но тем, кто поедет на трамвае, откроются немного другие пейзажи, потому что пути пройдут не по мосту, а под ним. Трамвайная ветка возле Успенской церкви свернет к нечетной стороне Успенского проспекта — в сторону улицы Обогатителей. Сделав по ней небольшой крюк, ветка пойдет обратно под путепроводом на проспекте, вернувшись на его четную сторону, и завершится кольцом на огромной площади перед театром.
Кстати, гастрольный театр в Верхней Пышме строят с 2014 года, и ответ на вопрос, что доделают раньше — трамвайную линию или это здание, — вовсе не очевиден. Может быть, в 2020 году с оркестром откроют и то, и другое? Было бы неплохо.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU, Яндекс.Карты, Google.Maps, документация проектов