Почти на выезде из города, с двух сторон окруженное лесопарком, находится электродепо «Калиновское» Екатеринбургского метрополитена. К нему от станции «Проспект Космонавтов» ведет специальная ветка, по которой не возят пассажиров. Чтобы обычные горожане сюда не попали, на станции составы обходит служба безопасности. Длина этой ветки — чуть меньше километра, здесь электропоезда выходят на поверхность, чтобы переночевать в депо. А ранним утром выезжают отсюда, чтобы возить пассажиров от Уралмаша и Эльмаша до Ботаники.
Около года назад при электродепо открылся учебный центр для будущих работников метро. Раньше это был просто отдел, но сейчас, в соответствии с обновленными правилами подготовки сотрудников, его выделили в полноценное подразделение Екатеринбургского метрополитена. В центре учат машинистов и не только их.
Екатеринбургский метрополитен — как небольшая страна, причем «туристы» могут побывать в лучшем случае только в одной ее половине — на станциях, где ждут электропоезда. Примерно такую же площадь пассажиры просто не видят — там работают все те, кто обслуживает станцию — машинисты эскалаторов и уборочных машин, дежурные, электромонтеры, тоннельные рабочие.
Несколько интересных фактов о нашем метрополитене
Метро Екатеринбурга состоит из 15 составов (один сейчас на капремонте, скоро будут ремонтировать второй).
Всего в Екатеринбурге 81 машинист электропоезда (штат машинистов полностью укомплектован).
В целом в структуре метро Екатеринбурга работают 1480 человек.
Средняя зарплата работника метрополитена — около 38 тысяч рублей. Что касается самой интересной и редкой профессии — машинистов электропоездов, — то новичок, только что выучившийся и не имеющий стажа и опыта, уже будет получать зарплату в пределах 40 тысяч, и она будет постепенно увеличиваться.
Учебный центр должен выучить за год более сотни новых сотрудников разных специальностей и недавно выпустил новых машинистов. Было объявлено пять вакансий, и, когда число заявок превысило сотню, их прием прекратили. То есть считается, что конкурс на должность машиниста — 20 человек на место, но фактически он, возможно, гораздо больше.
Чтобы выучиться на машиниста электропоезда, нужно 4,5 месяца — около 800 часов, причем 300 часов — это практика, их нужно откатать.
Учебный центр представляет собой два помещения: одно — лекционное, где общие тезисы о работе метрополитена могут слушать студенты разных специальностей, и еще одно — с тренажерами. Пока не виртуальными, но тоже вполне убедительными. И значительная часть занятий проходит уже в производственных помещениях — в самом депо, например.
— На капитальном ремонте сейчас находится один состав из четырех вагонов, — рассказывает начальник службы подвижного состава Валерий Бекетов. — В планах в этом году — отремонтировать еще один состав из четырех вагонов. Ремонт первого нам обходится в 107 миллионов, кто и почем будет ремонтировать второй, определится на конкурсе. У нас есть мысли о новых вагонах, мы считаем, что необходимость в них есть, но в любом случае это решение за администрацией города.
— Уклон поверхности, по которой поезд спускается под землю, — примерно 40 метров на каждую тысячу метров, — рассказывает Валерий Бекетов. — Это не резиновое колесо по асфальту, это железное колесо и железный рельс, поэтому даже такой уклон считается довольно трудным. Максимально допустимый уклон — 60 метров на 1000.
Для машиниста электропоезда предусмотрены особые условия: это, например, возможность выйти на пенсию после 12,5 лет работы в возрасте 55 лет (при том, что сюда берут только мужчин — женщинам запрещает трудовое законодательство). Также это 36-часовая рабочая неделя и особого вида смены. Ведь метро начинает работать очень рано, а заканчивает очень поздно, и из депо на окраине Орджоникидзевского района домой так просто не доберешься. Таким образом, машинист выходит на вечернюю смену, некоторое время перевозит пассажиров, а потом уводит электропоезд в депо (где его проверяют и готовят к новому рабочему дню). Сам он остается отдыхать — например, спит около четырех часов в специальной отдельной комнате (их в депо 22 — практически гостиница). А утром снова выходит на смену — примерно до девяти часов. Потом его сменит другой машинист, у которого обычная дневная смена.
В заключение нашей экскурсии посмотрите, так выглядят комнаты, где спят машинисты.
Фото: Максим ВОРОБЬЕВ / Е1.RU