Институт «Метрогипротранс» впервые представил мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману предпроектное предложение по строительству второй ветки метро в городе. Ее длина — 14 километров, это десять станций от ВИЗа до Каменных палаток. Главным архитектором предложения выступил Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России.
Строительство второй ветки условно поделено на 3 этапа: первый от Металлургической до Театральной (5,2 км, 5 станций), второй этап — от Восточной до Каменных палаток (3,6 км, 3 станции). И третий этап — от Западной до Верх-Исетской (1,4 км, 2 станции). Ориентировочная стоимость строительства 1 километра в расчетах метростроевцев значится как 5,4–5,6 миллиарда рублей. Весь проект оценивается примерно в 70 миллиардов рублей.
— Наша договоренность возникла год назад, — рассказал Е1.RU мэр Евгений Ройзман. — Метрогипротранс — это старейшее предприятие в России — те, кто делали все метро в стране, они сохранили весь коллектив еще со времен советской власти. Президент института Александр Земельман — это один из лучших метростроителей. Мы с ними встречались на «Иннопроме» — тогда они привезли директора миланского метрополитена, где насчитывается порядка 100 станций. Интересно то, что этот же человек строил городок Экспо в Милане, то есть он знает, как интегрировать в городскую инфраструктуру наследие Экспо.
Предпроектные работы компания провела бесплатно. «Метрогипротранс» для проектирования использовал в том числе материалы и наработки «Уралгипротранса».
— В принципе это декларация серьезности намерений: они увидели, что прозвучало на Госсовете, что сказал президент, и моментально все подготовили — чтобы Екатеринбург знал, что работы продолжаются, — говорит мэр.
На вопрос, будет ли данный проект обсуждаться с заявочным комитетом Экспо, минтрансом области и комитетом по транспорту города, Евгений Ройзман ответил, что город занимается метро вне зависимости от Экспо.
— Мы будем собирать рабочую группу, чтобы ответить, поблагодарить и посмотреть, что дальше, — отметил мэр.
Особенностью проекта стало то, что значительная часть ветки пойдет под территорией плотной застройки. Московские метростроители считают, что в новых проектах следует уходить от метро барселонского типа, когда ветки расположены одна над другой, лучше параллельное расположение.
Как говорится в предпроектной документации, станционные комплексы предполагается строить открытым способом в котлованах с креплением котлованов «стеной в грунте» и распорками. Монолитные железобетонные конструкции станционных комплексов сооружаются с использованием башенных кранов и бетононасосов. Вестибюли практически все планируются подземные, за исключением наземного вестибюля на станции Уральских коммунаров и восточного — на станции Политехническая.
Предлагаем посмотреть, как метростроители видят все десять станций второй ветки:
В проекте без детализации намечена и третья ветка — от Академического к Эльмашу. Евгений Ройзман отмечает, что когда до нее дойдет дело, это устранит практически все транспортные проблемы Екатеринбурга и людям будет удобнее использовать общественный транспорт, чем личный — поскольку Екатеринбург по числу авто на душу населения и единицу площади находится чуть ли не на первом месте среди мегаполисов. На вопрос о возможностях строительства третьей ветки мэр ответил:
— Екатеринбург способен сам зарабатывать деньги — если бы у нас не отнимали процент НДФЛ, мы бы строили метро и ни у кого бы не просили.
Фото: Метрогипротранс, Пётр ГИНДИН