– Грязь на дорогах в Екатеринбурге – из-за того, что их посыпают противогололёдными материалами. Я езжу постоянно, и каждый раз машина вся в грязи. Приходится чуть ли не каждый день бывать на мойке. Если не посыпать, а нормально чистить дороги, то и грязи не будет, – считает водитель администрации Екатеринбурга.
Он сегодня возил журналистов в пресс-тур в лабораторию УралДорНИИ, которая проверяет качество противогололёдных материалов. Тур мэрия организовала после колонки урбаниста Владимира Злоказова. Общественник уверен (да и многие водители тоже), что жижа образуется из-за реагентов, которыми коммунальщики посыпают дороги.
Лаборатория УралДорНИИ находится на окраине ЖБИ. Летом специалисты проверяют качество ремонта дорог, а зимой – противогололёдные материалы.
Уже около 10 лет в Екатеринбурге дороги посыпают противогололёдным реагентом "Бионорд", который изготавливают на Уральском заводе противогололёдных материалов в Перми. До этого использовали песчано-солевую смесь, однако от неё отказались, и как раз из-за грязи. Кроме того, песок забивал ливнёвку.
Тротуары в Екатеринбурге, говорят специалисты, посыпают только мелкофракционным щебнем – химические противогололёдные материалы не используются.
Специалист УралДорНИИ в присутствии журналистов показал, как происходит процесс исследования противогололёдных материалов. "Бионорд" сравнивали с технической солью и реагентом "Антилёд". Каждый из них растворяли в дистиллированной воде и размешивали с помощью магнитной мешалки, чтобы посмотреть, какой осадок (потенциальная "грязь") останется. "Бионорд" оказался не хуже своих конкурентов.
– Допустимо присутствие до 1% нерастворимых примесей. Небольшой осадок бывает, например, с килограмма вы получите всего пару граммов – разве это много? От выхлопа на автомобильных дорогах осадка будет поприличнее, – рассказал Е1.RU директор УралДорНИИ Александр Дедюхин.
– Как видим, частиц тёмного цвета, которые могут послужить образованию грязи, в нём не обнаружено. Песчано-солевая смесь в городе Екатеринбурге уже не применяется около 10 лет. Дороги обрабатываются только реагентами, как раз для достижения чистоты, для того, чтобы по весне было гораздо проще убирать, чтобы люди реже мыли автомобили и плюс ко всему дождевая канализация не забивалась песком, – отметил замглавы комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Виктор Юровицкий.
В этом году на зиму мэрия закупила три тысячи тонн "Бионорда". По словам Юровицкого, этот противогололёдный материал не является причиной образования грязи на дорогах:
– Причина образования грязи – она не в порошках и не в противогололёдных материалах, она в нас. Это наш менталитет, это то, как мы паркуемся на газоне, то, насколько корректно у нас работают все системы автомобиля. Согласно данным центра мониторинга, в городе Екатеринбурге в год от автомобилей загрязнения выбрасывается порядка 194,5 тысячи тонн сухого осадка. Промпредприятия, котельные добавляют порядка 24,5 тысячи тонн осадков. Если перевести это на площадь, в год на квадратный метр заселённой территории Екатеринбурга у нас оседает от выхлопов 450 граммов – это довольно внушительное количество.
Кстати, до конца года комитет по экологии администрации Екатеринбурга получит заключение учёных, которые исследовали грязь, чтобы ответить на вопрос, откуда она всё-таки берётся.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU