Транспортный эксперт из США Джарретт Уокер после апрельского визита в Екатеринбург, во время которого он помогал в разработке новой маршрутной сети общественного транспорта, прочёл лекцию и прокатился с нами в переполненной маршрутке, описал свои впечатления от поездки. Текст опубликован в блоге Джаррета, приводим его полностью в переводе Ильи Кругликова.
«Последние 10 дней я провёл в Екатеринбурге, в России. Более миллиона человек проживают в удивительно компактном городе, появившемся вокруг плотины на реке посреди таёжного леса (ели, берёзы, лиственницы, сосны). Вообще-то это самый компактный город-миллионник в России, а это значит, что ему следовало бы стать лидером развития общественного транспорта в стране.
И в самом деле, там уже достаточно много различного общественного транспорта. На этой фотографии можно отметить трамвай, автобус большой вместимости, на остановке вдалеке столпотворение троллейбусов и микроавтобусов. Кроме того, есть и метро.
Если вы не слышали о Екатеринбурге — это вполне нормально, — год назад и я о нём имел лишь смутное представление. Но в прошлом году один энергичный местный негосударственный фонд, сосредоточенный на улучшении города, пригласил меня, и я пообещал сделать всё, чтобы помочь им.
Для Екатеринбурга характерна ситуация с общественным транспортом как в странах со средним уровнем благосостояния, но с подобным мне приходилось встречаться и в Австралии, и в Новой Зеландии, и в Великобритании. Как я уже отмечал, в городе развиваются сразу несколько перекрывающих друг друга видов общественного транспорта, которые больше конкурируют между собой, чем кооперируются, в результате у жителей не очень много мест, куда они могли бы попасть так быстро, как если бы они работали сообща.
Маршрутные сети трамваев, троллейбусов и автобусов перекрывают как друг друга, так и единственную линию метро. Кроме того, есть около 1 000 более мелких автобусов, размером вплоть до микроавтобуса, водители которых вытворяют невообразимые вещи, включая опасное вождение, лишь бы опередить большие автобусы и захватить их пассажиров (все ужасы вождения водителей маршруток мы собираем в нашей рубрике Шайтан- «Богдан». — Прим. ред.).
Таким образом, меня попросили поработать с местными руководителями транспортных организаций и выработать какое-то видение, своего рода дорожную карту — как всё должно в итоге выглядеть.
Я всегда рад проникнуть в город незамеченным, но в этот раз всё определённо было иначе. Заказчик хотел устроить яркое событие, поэтому всю неделю я проводил открытые лекции, давал интервью на радио и проводил встречи на высоком уровне — с главой городской администрации, с его заместителем по транспорту и даже с мэром Евгением Ройзманом — всё это при огромном количестве журналистов.
Мэр Ройзман не жалел времени и проявлял огромный интерес ко всему. Кроме нашей официальной встречи в его кабинете он устроил мне экскурсию в основанный им музей «Невьянская икона». Он также провёл с нами несколько часов в прогулках по городу, которые часто прерывались жителями, желавшими сфотографироваться с ним. И потом ещё заглянул на нашу проектную сессию, принеся с собой шоколад.
Впрочем, большую часть недели я был занят в компании ключевых сотрудников и руководителей различных транспортных организаций, а также городских специалистов по планированию транспортного обслуживания. Мы запирались вместе с ними по 8 часов в день, чтобы выработать совместное мнение о том, как можно улучшить общественный транспорт города, если он будет работать как единая слаженная сеть. Следующий набор фотографий от Город.PRO даст почувствовать атмосферу нашей напряжённой работы.
В конце недели у нас уже был набросок того, как маршрутная сеть может выглядеть, если всё будет работать согласованно. Трамвай, троллейбус, автобусные маршруты с высокой частотой движения были отмечены особым образом, кроме того, появился общий набор принципов, по которым надо строить маршруты для огромного флота микроавтобусов, чтобы они эффективно дополняли эту сеть.
Мы также определили несколько важных задач, которые позволят нам двигаться вперёд:
1. Исправление системы тарифов. Нынешняя тарифная политика заставляет пассажира платить за пересадку, что подрывает всю эффективность высокочастотной сети.
2. Реорганизация оплаты труда перевозчиков. Компании, осуществляющие перевозки, должны получать доход от деятельности всей сети, а не за каждого перевезённого ими пассажира. Это позволит полностью устранить проблему конкуренции между перевозчиками из-за пассажиров и в результате даст каждому пассажиру доступ к максимальному числу мест в городе, куда он может доехать.
3. Разделение главной и смежных задач. Существует ещё тысяча способов, позволяющих улучшить общественный транспорт, особенно в сфере инфраструктуры. Но они практически никак не влияют на возможность создания новой маршрутной сети. Мы очень тщательно следили за тем, чтобы наш план не подразумевал никакого нового строительства, разве что только новых автобусных остановок, но первый этап не требует даже этого. Это даёт нам уверенность в том, что улучшение работы общественного транспорта не забуксует от необходимости построить что-то ещё.
Отчёт о новой маршрутной сети, её достоинствах и возможностях, которые она предоставляет, скоро появится, и я обязательно напишу об этом».