Несколько недель по соцсетям бродит видеоролик о том, как в Германии дорожные рабочие ювелирно ремонтируют просевший на пару сантиметров люк. Видео на самом деле не особо свежее, ему уже пара лет, но водители, наездившись по разбитым после зимы дорогам с провалившимся асфальтом и торчащими люками, всё равно вечерами залипают на красивой картинке.
Ремонт люка на видео похож на хирургическую операцию: приехали, подолбили, засыпали, покрутили – и готово. Технично, чётко, обстоятельно. Красиво. Нам бы так!
Почему у нас, в Екатеринбурге, например, нельзя делать такой ремонт? С таким вопросом мы пошли к трём специалистам – представителю мэрии, специалисту по ремонту дорог и активисту "РосЯмы". Ответы не особо порадовали, но кое-что прояснили.
– В этом ремонте нет ничего уникального, просто у нас это эстетически выглядит по-другому, – говорит сотрудник одной из компаний по ремонту дорог, попросивший не называть его имя. – Другой вопрос в том, что у нас этим просто никто не занимается. У нас обычно это делают только при ремонте дорог. При этом межремонтные сроки у нас доходят до 20 лет, а некоторые дороги вообще никогда не ремонтировались с момента их постройки.
Это подтвердили и в администрации города. Вне ремонта люками должны заниматься владельцы сетей.
– Если люк провалился – им должен заниматься сетевик. Когда этого не происходит и администрация уже никак не может повлиять, то ямы вокруг провалившегося люка заделывает муниципальная служба, – рассказала Е1.RU глава комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Тамара Благодаткова. – Например, сегодня мы не можем заставить владельца сети отремонтировать люки по улице 8 Марта на участке от Циолковского до Авиационной. Там три колодца полностью оголены, из них торчат металлические части. Владельцу уже выдали предписания, акты, протоколы, всю административную работу провели, но результата пока нет.
– За три года в Екатеринбурге отремонтировали 9% дорог – на них у нас с люками всё хорошо. Остальным дорогам – 91% – не повезло, – объясняет активист отделения общественного движения "РосЯма" Алексей Беззуб.
По словам Беззуба, причин "недоремонта" люков две: нехватка рабочих и некачественные материалы.
– Я считаю, что у нас при укладке асфальта под люк используют малое количество людей. Сейчас, когда делают верхний слой, на который будет опираться люк, подходит один человек с ломом, приподнимает с одной стороны люк, а второй подкидывает вокруг него асфальт. Но нужно как минимум два человека для того, чтобы полностью приподнять люк, поэтому нужно увеличивать число человек в бригаде. Например, на улице Фурманова сегодня кривые колодцы из-за того, что было недостаточно людей, которые бы нормально всё сделали, – уточнил Беззуб.
– На участке улицы Мамина-Сибиряка от Ленина до Первомайской, который ремонтировали 4 года назад, сегодня нет ям, потому что там применялся модифицируемый битум. Сейчас мы говорим о том, что его нужно использовать на всех дорогах. Это позволит сделать так, чтобы дороги стояли 10 лет и колодцы не проваливались 10 лет, – добавляет он.
В мэрии напомнили, что с 2012 года в городе при ремонте дорог применяют новую технологию – "плавающие" люки. Обычный люк опирается на колодец. При такой технологии асфальт поднимается, а люк становится просевшим, либо наоборот. Плавающий люк ложится на финишный слой асфальта, и за счёт этого он "плавает" вместе с дорожным покрытием, не разрушая его.
Ну и напоследок – как ремонтируют люки в Екатеринбурге. Найдите 10 отличий, как говорится.
Давайте предупредим друг друга об опасных участках дорог. Присылайте фотографии и видео ужасных люков в Екатеринбурге, которые встречаются на вашем пути, на почту news@corp.e1.ru. По итогам ваших писем мы сделаем подборку.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН, Маргарита ВЛАСКИНА / Е1.RU; Станислав ЗОЛОТОВ; читатели Е1.RU
Видео: читатель Е1.RU; СБ / youtube.com