Уже полтора года по Екатеринбургу курсируют автомобили, оборудованные системой "Паркон". Они ищут водителей, которые оставляют машины на платной парковке, но не платят за это. Правда, толку от этих поисков нет: штрафы за неоплаченную парковку автомобилистам до сих пор не приходят.
В мэрии работу операторов системы "Паркон" бесполезной не считают, там заявляют, что "идёт отработка технологии". Так что корреспонденты Е1.RU, вооружившись "Парконом", вместе со специалистами службы парковок отправились "отрабатывать технологию". В процессе, правда, выяснилось, что она давным-давно отработана.
Городская служба автопарковок располагается в здании на улице Пушкина, 9а. Во дворе нас ждёт серебристая Lada Priora. На передней панели установлен "Паркон", в салоне – два сотрудника службы: водитель Игорь Казаков и оператор "Паркона" Арсений Огородов – он специально для нас сегодня пересел в служебный автомобиль, а обычно работает в офисе в должности главного специалиста.
Арсений вкратце вводит нас в курс дела и описывает масштаб работ: за платными парковками посменно следят 12 бригад, в каждой – 2 человека и "Паркон".
– У нас смена с 08:00 до 16:00. Вместе с нами по городу сейчас ездят ещё четыре бригады, но мы с ними не пересекаемся – у каждого свой маршрут, – объясняет Арсений Огородов. – С 16:00 до 22:00 – вторая смена, тогда тоже работает 5 бригад. В ночную смену с 22:00 до 08:00 количество машин сокращается – в зоне платной парковки работают только два автомобиля, которые фиксируют нарушителей.
Наш маршрут проложен по самым заставленным автомобилями улицам Красноармейской и Мамина-Сибиряка. Именно здесь, по словам специалистов, больше всего автомобилей с прикрытыми госномерами: кто-то закрывает бумажкой одну или две цифры номера, кто-то полностью завешивает их тряпками, а кто-то даже уносит номера с собой – лишь бы не платить за парковку.
– Номера закрывают как водители дорогих автомобилей, так и не очень. С завешенными номерами могут стоять и Mercedes, и "Жигули". Открывать номера мы не имеем права, этим должно заниматься ГАИ, – рассказывает Арсений.
Впрочем, с ГИБДД в этом вопросе специалисты по парковкам никак не взаимодействуют. Хотя казалось бы – вызови гаишников, дождись, когда бумажку с номера законно сорвут, и штрафуй.
Проехав первый круг нашего маршрута – через Малышева на Красноармейскую, а затем с Ленина на Мамина-Сибиряка, мы заходим на второй. "Паркон", который сначала снимал припаркованные автомобили с левой стороны дороги, теперь фотографирует машины, стоящие справа. Из машины специалисты совсем не выходят и с водителями никак не контактируют.
– Водители разные бывают, могут и палку вытащить и наброситься. Попробуйте пообщаться с теми, кто заклеивает номера… можно отхватить. Поэтому в нашей работе мы с ними никак не контактируем, – объясняет Игорь. – Бывает, что автомобилисты начинают нам сигналить, ведь мы медленно ездим. Но до конфликтов никогда не доходило.
– Уже не секрет, что штрафы водителям, которые не платят за парковку, не приходят. Получается, вы работаете впустую?
– Я не считаю, что мы работаем впустую. Это нужно для статистики и улучшения качества нашей работы.
– А когда вы начали работать в городской службе автопарковок, вы уже сразу знали, что никакие штрафы водителям выписывать пока не собираются?
– Сразу знали, что штрафы не приходят. Но, повторю, что мы работаем для улучшения качества, для статистики, чтобы понять, сколько водителей не нарушают и оплачивают парковку (Однако уточнить, зачем нужна эта статистика, специалист с ходу не смог. - Прим. ред.)
– И когда же водителям ждать "писем счастья"?
– Думаю, что в этом году начнут приходить… После новости о том, что штрафы не приходят, число водителей, оплачивающих парковку, сократилось. Сравните: если в начале работы парковки в 2014 году 80% автомобилистов платили за стоянку в центре города, то в декабре 2015 года только 19,5%.
Второй круг, третий, четвёртый… все по одним и тем же улицам: Малышева, Красноармейская, Ленина, Мамина-Сибиряка... и вот мы уже заходим на пятый круг. За окном всё тот же пейзаж. Кажется, я уже выучила каждое стоящее здесь дерево, каждую яму на дороге. От непривычки начинает кружиться голова.
– А у вас нет головокружения от того, что вы целый день кругами ездите по одному и тому же маршруту?
– Мы уже привыкли. Первое время, может, тоже голова кружилась, но сейчас уже нормально, – отвечает водитель.
– Часто ли бригады меняются маршрутами, чтобы хоть как-то разнообразить рабочий процесс?
– У нас нет такого, что мы, например, раз в месяц меняем бригадам маршруты. Одна бригада и три месяца может курсировать по одним и тем же улицам, – говорит Арсений.
С утра до вечера бригада с "Парконом" только снимает автомобили – все подряд. Дело в том, что сами операторы в момент объезда улиц еще не знают, кто из водителей оплатил стоянку, а кто нет. Прибор просто фиксирует все стоящие на парковке автомобили, их госномера и местоположение – сначала с одной стороны дороги, а затем с другой. А вечером в офисе службы городских автопарковок начинается кропотливая "бумажная" работа: все номера отснятых "Парконом" машин сверяют с базой по оплате стоянки через паркоматы. Только так можно вычислить тех, кто на стоянке был, но не заплатил.
Показывать, как специалисты уже в офисе обрабатывают информацию, чтобы выявить неплательщиков, нам отказались, ссылаясь на то, что все сотрудники городской службы автопарковок заняты.
– Собранные нами данные сверяются с платежами и выявляются номера тех, кто простоял дольше 15 минут и не заплатил за парковку. Эту информацию мы и отправляем в правительство Свердловской области в ежедневном режиме через интернет, – объяснил нам Арсений Огородов.
На этом путь от снимка "Паркона" к штрафу обрывается – фактически на середине пути. Если бы система наказания работала, то в областном Минтрансе после получения данных об автомобилистах, которые не оплатили парковку, должны были бы сформировать постановление и через интернет послать информацию в ГИБДД. В Госавтоинспекции, в свою очередь, установили бы имя и адрес владельца авто, после чего вернули постановление в Минтранс, где на последнем этапе документ должны подписать электронной подписью и отправить нарушителю. Но "отрабатывание технологии", как в мэрии называют работу "Парконов", таких сложностей не подразумевает.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU
Схема: Илья ДАВЫДОВ / Е1.RU