Год назад в центре Екатеринбурга установили паркоматы и парковки стали платными: час стоянки – в 30 рублей. Однако водители весь этот год жаловались: мол, устройства эти работают со сбоями, система оплаты непонятна и неудобна. Чиновники городской администрации пели: всё отладим, скоро паркоматы будут работать, как часы, с парковками наведём порядок и денег заработаем.
Через год после запуска мы устроили тест-драйв паркоматов: проверили, как они работают, исправлены ли недочёты и что изменилось с зимы прошлого года.
Вопросы, которые у нас возникали по ходу, мы задавали по телефону горячей линии +7 (343) 287-27-00 и главному специалисту по паркоматам в мэрии Екатеринбурга Роману Бараковских.
Важный плюс паркоматов, который невооружённым глазом видно, – наличие свободных мест в центре города. Не везде, но, к примеру, на тех же улицах Хохрякова и Попова они (свободные места) появились.
Мы прокатились по всем точкам, которые есть в городе – пятидесяти паркоматам, охватывающим 2 324 парковочных места. Везде находили хотя бы одно свободное место. И тут же шли оплачивать стоянку.
Схема действия простая:
Увы, паркоматы за год не научились принимать наличку. А жаль – особенно от железных десятчиков в кошельке неплохо можно было избавиться.
Бараковских: Оплата наличными – это вопрос, требующий инкассации, а это слишком дорого. В ближайшее время появление такого вида оплаты вряд ли возможно. Наша позиция, к слову, подтверждена решением суда – она законна.
Оплата банковской картой
Самый понятный и, предполагаем, пока самый популярный способ оплаты – банковской картой. Водителю предлагается вставить банковскую карту в слот и ввести пин-код. После этого выйдет чек. У нас получилось.
Водители иногда жалуются, что паркоматы не выдают чек – вероятно, заканчивается лента. В этом случае рекомендуем обратиться в банк, где вам смогут сделать выписку, доказывающую подлинность операции. С выпиской штраф не страшен.
Оплата Екартой
Сразу отметим, что оплатить парковку можно только Екартой с тарифом "Электронный кошелёк". Обычную Екарту система паркомата не распознает. Наша редакционная Екарта не сработала: система указала на недопустимый код. Лишь позвонив по телефону горячей линии, мы поняли в чём дело. Но на информационном табло об этом – ни слова.
Бараковских: Оплачивают Екартами порядка 5% водителей. Это не самый удобный способ оплаты, в отличие от SMS.
Оплата с помощью SMS
На двух разных точках – на Белинского и 8 Марта – мы попробовали оплатить место в парковочной зоне при помощи SMS. Предупреждаем сразу: даже если вы очень захотите рассчитаться с помощью SMS, у вас шансов немного. Абоненты МТС по непонятной причине не смогут оплатить, если у них корпоративный или безлимитный тарифы. А абоненты "Мегафона" и "Мотива" пока вообще могут не беспокоиться – с их номеров оплата не пройдёт.
Бараковских: У "Мегафона" периодически случаются сбои по мобильной коммерции, но она работает – я лично оплачивал с "Мегафона". А что касается "Мотива", то в этой компании не организована мобильная коммерция, поэтому мы с ней не сотрудничаем.
Оплата через мобильное приложение
Можно скачать через AppStore или PlayMarket приложение "Парковочное пространство Екатеринбурга" (искать по запросу "парковки"), которое также показывает карту свободных парковочных мест. Однако так же, как и в случае с SMS-сообщениями, эта опция доступна только для тех, у кого SIM-карты МТС и "Билайн".
Бараковских: Возможно, вскоре присоединимся к приложению Яндекс.Парковки, и через Яндекс.Кошелёк можно будет совершать оплату. Добавим также возможность оплаты через Qiwi-кошелёк. По мобильному приложению пока есть нюанс – для оплаты нужно пополнить лицевой счёт, а сейчас это можно сделать только при помощи SMS-сообщений. Приложение работает нормально, удобно, к тому же за 15 минут до конца уведомляет вас об окончании парковочной сессии.
Проверяем состояние паркоматов
В нерабочем состоянии оказался только один – расположенный на Хохрякова. Как мы узнали, он не функционировал три дня. Мы позвонили на горячую линию и задали вопрос: можно ли не оплачивать парковку, раз паркомат не может принимать деньги? Девушка ответила отрицательно и предложила найти другой паркомат в этой зоне.
Бараковских: Паркоматы не ломаются, есть проблема с информационным обменом, который происходит по GSM-каналу. Эти проблемы не носят массового характера, а в целом оборудование работает нормально. И по сути это не проблема – вы можете оплатить на другом паркомате. В России есть основной поставщик паркоматов – компания "Штрих-М". По первым паркоматам было несколько эксплуатационных замечаний по дисплеям и клавиатуре. Производитель учёл наши замечания, и новое оборудование уже доработано.
У действующих паркоматов впрочем есть и не заводские дефекты. Вот некоторые из них:
Несмотря на пиар-кампанию и внимание со стороны прессы к паркоматам, некоторые водители ничего о них не знают даже спустя год или до сих пор разбираются в них с трудом:
– Я второй раз оплачиваю, – говорит женщина, стоящая у паркомата. – Первый раз я ничего не поняла и звонила на горячую линию. Теперь сама уже могу оплатить. Однако я не понимаю, как мне доплачивать, если я стояла дольше запланированного, или наоборот, забирать деньги, если я простояла меньше.
Мы и сами во время "тест-драйва" не всегда могли разобраться в схемах. Звонили на горячую линию, во всех случаях нам помогли, разъяснили. Остался один, но принципиальный вопрос:
Нужно ли вообще платить за парковку там, где стоят паркоматы? Ведь никто до сих пор не штрафует.
Руководство проекта утверждает, что парковочные зоны контролируются специальным автомобилем, который каждые 15–20 минут проезжает мимо каждой парковочной зоны. Мы стояли в трёх разных местах по 20–30 минут – никакого "проверочного" автомобиля не заметили.
В двух случаях из трёх (наша статистика за два дня наблюдений) водители просто уходят по своим делам, даже не взглянув на паркомат.
Бараковских: Ответственность за неуплату парковки существует и сегодня. Срок исковой давности по данному нарушению – два месяца. Мы всех правонарушителей фиксируем. В июне решится – мы будем выписывать постановление в упрощённом порядке без вызова виновника или с приглашением водителя на административную комиссию. Как только этот вопрос решится, мы начнём рассылать постановления.
При этом Роман Бараковских не смог ответить точно, когда же всё-таки будут приходить штрафы.
В сухом остатке
Мнения горожан по поводу того, нужны ли платные парковки в центре, до сих пор разнятся. Одни радуются тому, что теперь в течение дня можно найти место для парковки, другие жалуются, что дворы забиты автомобилями тех, кто работает в центре и не хочет ежедневно платить по 270–300 рублей за стоянку.
Однако практически все едины в том, что "сыроватый" технологический проект после его внедрения развивается слишком медленно, а проблемы остались прежними.
– За год не решили ни одной проблемы, связанной с парковкой. К примеру, паркоматы до сих пор не принимают наличку, а это прямое нарушение закона о защите прав потребителей. В Красноярске и Казани это заметили, а наша прокуратура молчит. За оплату с помощью SMS-сообщений есть 10%-ная комиссия. Нет карт резидентов – для близлежащих домов, есть проблемы с оплатой банковскими картами, ну и, конечно же, достаточно слабая информированность жителей о том, что парковка платная, – говорит автоправозащитник Максим Едрышов.
В мэрии отказываться от идеи паркоматов не собираются, но все жалобы на них собирают.
– Замечания о проблемах паркоматов нужно сообщать на горячую линию +7 (343) 287-27-00. Будем реагировать и исправлять, – обещает Роман Бараковских.
В ближайших планах администрации Екатеринбурга – поставить ещё 19 паркоматов. Опробуем и их.
Спустя год: есть ли толк от паркоматов в Екатеринбурге?