
Директор Центра организации движения Алексей Курлыков, покинувший в середине ноября пост главы комитета по транспорту администрации Екатеринбурга, дал первое интервью после назначения. Уже неделю он занимается вопросами установки дорожных знаков и светофоров. Корреспонденты Е1.RU побывали в Центре организации движения и расспросили экс-чиновника о его новой работе.
– Алексей Вячеславович, почему вы ушли из комитета по транспорту? Кто принял такое решение?
– Решение об уходе принял я. Работа председателем комитета по транспорту очень разнопланова. Мне приходилось решать много разных вопросов, которые касаются транспорта, организации дорожного движения и парковочного пространства. На сегодняшний момент я посчитал, что достаточно сделал на этом посту: парковки и Екарту мы запустили, поэтому я решил сосредоточиться на одной более интересной мне проблеме – организации дорожного движения.
– Какие у вас планы по развитию улично-дорожной сети Екатеринбурга на новом месте?
– Здесь предстоит большая работа – необходимо переделывать очень много объектов под ГОСТ, который вышел в феврале. Администрацией города была выделена достаточная сумма для того, чтобы за три года эту программу выполнить. Также предстоит большая работа по внедрению интеллектуальной транспортной системы и адаптивной системы управления светофорными объектами. Это тоже большая и сложная работа, и мы в этом направлении будем двигаться. Ну и, конечно, будем продолжать поддерживать текущее хозяйство. Сейчас у нас в городе около 600 светофоров, много дорожных знаков – и всё это нужно держать в нормальном состоянии.

– Расскажите подробнее об "умных" светофорах, которые появятся к мундиалю.
– Это умная система, которая не требует ручного вмешательства. Мы, в принципе, сейчас на удалённом доступе видим каждый светофор и можем настраивать их с компьютера без выезда. Но всё-таки эти изменения режимов происходят вручную на основании статистических данных движения потоков. У нас стоят датчики, которые меряют потоки – в зависимости от этого мы настраиваем дорожное движение, светофорные объекты. Но нам хотелось бы внедрить систему, которая сама думает и сама в зависимости от дорожной ситуации управляет светофором. Эти системы введены во многих городах за рубежом. Это очень эффективное управление, которое сочетается с видеокамерами – их у нас порядка 300 штук. Я думаю, что к ЧМ мы будем иметь первую в России совершенную систему. Насколько я знаю, Казань делает первые шаги, и делает Москва, поэтому мы будем впереди планеты всей, если внедрим это всё к 2017 году.
– У нас какие-нибудь светофоры уже работают по новой системе?
– Пока нет. Пока они управляются в ручном режиме, есть диспетчер, который при необходимости вмешивается в работу этого светофора, может перенастроить программу.

– Это позволит избавиться от пробок в Екатеринбурге?
– Да, это частично снимает проблему пробок. Но эту проблему снять одной организацией дорожного движения невозможно, потому что у нас есть габариты улиц, ширина улиц, есть бесконечный рост автомобилизации населения. С точки зрения благосостояния граждан это очень хорошо, но с точки зрения загруженности города – это, конечно, приводит к затруднениям. Здесь нужны комплексные меры, в том числе были введены платные парковки, и я думаю, что они будут множиться. Система ограничения въезда в город, стимулирование горожан пересаживаться на общественный транспорт и организация дорожного движения позволят в комплексе решить проблему. Думаю, этим как раз и займётся тот человек, который придёт работать председателем комитета по транспорту.
– На каких улицах Екатеринбурга планируется изменить движение в ближайшее время? Где появятся новые светофоры?
– Эту работу мы проводим по ходу, когда обнаруживаем какие-то проблемы. Сейчас навскидку я не назову.
На следующий год мы планируем установить шесть светофоров. Списки их сейчас согласуются, и они будут утверждены на комиссии по безопасности дорожного движения – это первое. Второе – у нас будет установлено достаточное количество светофоров – так называемых Т7. Это светофор, сигнализирующий о пешеходном переходе. Если говорить проще, то это маячки. Они должны появиться на каждом переходе. Это требование нового ГОСТ, и мы в течение трёх лет будем его выполнять. За следующий год мы это всё не сделаем, потому что просто нет такого количества средств. Но за три года, думаю, мы сделаем.
– Когда вы возглавляли комитет по транспорту, шла речь о том, что к чемпионату мира по Екатеринбургу будут ходить новые трамваи R 1, вагон такого трамвая был презентован на Иннопроме. Действительно ли это так?
– Насколько я слышал, правительство области собиралось помочь городу в этом вопросе и даже было заключено рамочное соглашение с Уралтрансмашем о поставке 50 трамваев R1. Дальнейшую судьбу пока не знаю.

– Ещё один вопрос, который касается вашей прежней работы: можно ли как-то решить проблему культуры обслуживания населения гастарбайтерами, которые работают в общественном транспорте Екатеринбурга?
– В комитет поступало много жалоб от горожан. Жаловались на хамство водителей и кондукторов, санитарное состояние транспортных средств. Не только жители, но и мы ими сами не довольны, если честно. Я считаю, что в этом случае поможет только ужесточение законодательства и допуска до этой профессии. Насколько я знаю, в июне должен вступить в силу многострадальный закон о том, что с иностранными правами водители ездить не должны, и им придётся переучиваться – это первый шаг. Во всех странах существует серьёзный квалификационный отбор, ведь пассажиры доверяют водителю свои жизни в тот момент, когда едут. Только ужесточение правил и требований к этой профессии позволит решить проблему. Процесс этот не быстрый – у нас, как говорится, сложился рынок так, как сложился, но его нужно перекладывать.
– Сообщалось, что на улице Готвальда планируют ввести реверсивное движение. Стоит ли ждать изменения автомобилистам?
– Там сейчас идёт исследование, и, если специалисты сочтут, что это эффективно – решение будет принято. Сейчас я не могу дать окончательный ответ.

– Подведите итоги своей работы на прошлом месте.
– Один из значимых проектов – это введение Екарты в 2010 году. Это, конечно, было знаковым событием, что мы запустили Екарту сначала для льготников, а затем для всех слоёв населения.
Введение парковочного пространства – считаю, что это достаточно серьёзный шаг к цивилизованному житью-бытью. Мы были вторые после Москвы. Мы опирались на опыт столицы, что-то добавили от себя – и получилось, по-моему, неплохо. Сейчас нужно добиться, чтобы за парковку были хорошие штрафы. Я думаю, что нас это ждёт уже в скором времени.
Мы, по возможности, старались менять и подвижной состав. Вот недавно закупили 13 новых трамвайных вагонов. По федеральной программе поменяли более 270 автобусов. Сделано многое, и всё, что я назвал – это труд не одного человека, он коллективный. Очень много людей на это всё работало.