Вчера E1.RU писал о том, что диспетчерские службы помощи при городских потопах ничего не могут сделать с огромными лужами, которые мешают пешеходам в разных районах города нормально ходить по дорогам. Проблема с водоотводом возникает не только у идущих на своих двоих: после сильных ливней автомобили на дорогах города превращаются практически в подводные лодки. Эта ситуация существует много лет и, оказывается, решается за относительно небольшие деньги. Редакция E1.RU выяснила, почему наши люки и ливневые стоки плохо пропускают воду.
О канализационных люках, как и о самой системе слива, мало что известно. Специалисты ответили на вопросы и немного прояснили картину того, как в городе устроена видимая часть канализации и почему не справляются ливневки. Свои комментарии дали директор Ялуторовского литейного завода Максим Зинкин и заместитель технического директора МУП "Водоканал" Кирилл Шутов, а также один из технических специалистов организации, сотрудник "Водоканала", который попросил себя не называть.
Немного предыстории
Начнём с того, что в 1928 году провели трубу по улице Горького от Облисполкома – это и стало началом канализации в Екатеринбурге. Однако серьёзные проблемы с отводом воды начались не сразу. Мы задали несколько "наивных" вопросов о канализации для того, чтобы хотя бы поверхностно понимать, почему не уходит вода, а некоторые люки на проезжей части мешают нормальной езде автомобилей, так как либо уходят под асфальт, либо напоминают маленькие пригорки.
У люков есть определённые обозначения, говорящие о принадлежности колодца к той или иной организации. Хотя, по словам Шутова, сейчас это не соблюдается: МУП "Водоканал" покупает те крышки, которые есть (с любыми буквами), а некоторые делает под заказ со своим логотипом.
Буквы на люках обозначают функциональность данных инженерных сетей. Например, люки, отмеченные буквой "К", означают канализацию, буквой "В" – водопровод, "Г" – это пожарные гидранты, а решетчатые люки с буквой "Д" – дождеприемники, "ГТС" и "ТС" – телефонную сеть, "МГ" – магистральный газ, "ГВ" – горячая вода, "ГК" – городская канализация. Вариантов сейчас очень много. Но это требование необязательное. Для того, чтобы как можно скорее закрыть люк, приобретаются те крышки, которые есть в наличии. В случае планового обновления сетей условные знаки, обозначающие принадлежность люков, стараются сохранять, но это тоже необязательное условие. В некоторых случаях устанавливаются люки с логотипом предприятия, эксплуатирующего данную инженерную сеть.
1. Для общего понимания: из чего у нас в городе и в России в общем делают люки и сами крышки?
Максим Зинкин: – Лучший материал для изготовления канализационных люков, обладающий большим запасом прочности и высокими антикоррозийными свойствами для трудной уличной службы – серый чугун (рашпер). Изготавливается этот сплав обычно из переплавленного металлолома (блоков цилиндров автомобильных моторов). Такой сплав предпочтительнее стали, которая коррозирует, и слишком дорогого и лёгкого алюминия (что недопустимо с точки зрения безопасности: в сильный ливень алюминиевые люки могут быть выброшены из оправы напором стекающей в колодец воды, к тому же их гораздо легче похитить).
В России используются в основном чугунные канализационные люки собственного производства, а также люки с запорными устройствами. Гибридные люки, представляющие собой сочетание чугунного корпуса, залитого бетоном, ещё не получили широкого распространения. В России приняты стандарты в 645 и 880 мм, в США применяются 24,27 и 36-дюймовые крышки.
2. Какие виды люков сейчас используются в Екатеринбурге?
М.З: – В основном колодезные, канализационные, телефонные, магистральные и плавающие.
Сотрудник "Водоканала": – В основном все люки чугунные, антивандальные. Они крепятся на болтах, которые не свернёшь и не снимешь. Сейчас не много воруют, а вот раньше – часто. У нас есть новые генпланы по установке люков, отдельно для промышленных предприятий, отдельно для городских поселений. Мы не можем точно предположить нагрузку на определённый трубопровод, поэтому и получается скопление. А теперь стали популярны в Европе и бесколодезные задвижки, когда есть только небольшие люки. И земля не ездит. Но наши почему-то отказались от этой технологии. Сейчас они маются с нашими задвижками, которые иногда через месяц ломаются. У европейских – гарантия 50 лет.
Кирилл Шутов: – Люки сейчас в большинстве случаев устанавливают двухушковые, четырехушковые ставят в небольших объемах. Сейчас стремимся к установке на проезжих частях "плавающих" люков. Обычный люк опирается на горловину или на колодец, а плавающий люк опорными элементами ложится на финишный или предфинишный слой асфальта. За счёт этого он "плавает" вместе с дорожным покрытием, не разрушая его. Промерзание началось, асфальт вместе с люком приподнялись. Таким образом избегаем неровностей на дороге, связанных с люками. Старая технология работает иначе – асфальт поднимается, а люк остается. Или наоборот. Плавающие люки стоят дороже обычных в полтора раза, но зато машины ездя спокойно, дорожники спокойно чистят улицы специальной техникой от снега и льда. К сожалению, иногда дорожные строители при установке плавающих люков упрощают технологию монтажа. Например, не встраивают такие люки в асфальт, а устанавливают на кирпичи. Такие "упрощения" – нарушение технологии и ухудшение характеристик дорог.
3. Почему люки сейчас ломаются чаще, чем раньше в советские времена?
К.Ш: – Чугунное литье до семидесятого года было лучше, чем сегодня. Сейчас все стремятся удешевить, облегчить, упростить технологию, и это сказывается на качестве. Обычный комплект – люк и обичайка, стоит порядка 4 тысяч. Тяжелые люки, те, которые выдерживают нагрузку до 40 тонн, стоят около 6 000. При выборе и установке люков необходимо учитывать место установки, и если все выбрано правильно, и сам люк или колодец не подвергается супернагрузкам, им ничего не угрожает. По внешнему виду отличаются друг от друга крышки люков, установленных в газоне и на проезжих частях – в газоне люки ржавеют, а на проезжих частях "полируются" колесами автомобилей. Но блестящий или тусклый вид крышек люков никак не сказываются на их эксплуатационных качествах.
4. Почему иногда много люков расположено в одном месте? Это ошибка или технологическая необходимость?
М.З: – По СНиПам категорически запрещается возводить постройки на местах прохода труб под землёй, соответственно, обычно их прокладывают под дорогами или рядом с ними. Частота люков зависит от типа коммуникации. Для канализации, например, рекомендуется ставить колодцы каждые 35 метров, чтобы в случае засора трубы её можно было прочистить (у автомашины, которая чистит трубы, длина шланга не более 35 метров), с водопроводом всё проще. Сейчас укладывают обычно полиэтиленовые трубы. Если диаметр её 63 мм, то можно колодцы только в местах врезки ставить (труба гнётся как нужно, и нет необходимости в колодцах на местах поворотов). Ну а если смотреть на теплотрассы, то там вообще делаются камеры (целая комната под землёй, в которой минимум 4 люка). Большое скопление люков в одном месте говорит о наличии теплопункта (камеры для обслуживания).
5. По какому принципу в городе стоят люки и ливневые решётки? И есть ли он вообще?
М.З.: – В старых городах коммуникации обычно появлялись постепенно: сначала канализация, потом газовые трубы, потом теплосети, телефонные провода. Все виды коммуникаций надо обслуживать, для этого и делали люки. И каждая новая служба строила их, видимо, особо не согласовывая с другими, как попало. Поэтому в старых частях города они расположены нерационально. Думаю, что это в большей или меньшей степени проблема вообще всех старых городов. Чем позже, тем более рационально укладывали коммуникации, стараясь выносить их за пределы проезжей части. Если посмотреть на новые магистрали и новые районы, люки там стараются располагать на газонах вдоль дорог, где они никому не мешают – ни машинам, ни пешеходам. При этом когда строят новую улицу, то делают коллекторы, куда помещают и электропровода, и телефонные провода – всё в одном месте.
К.Ш.: – "Водоканал" Екатеринбурга занимается только хозяйственно-бытовой канализацией, а ливневой МБУ "ВОИС" - "Водоотведение и искусственные сооружения".
К.Ш.: – На геодезических подосновах рисуются все подземные коммуникации, в том числе и есть схема расположения люков. Мы благодаря подоснове знаем, где расположены люки. Однако эти данные являются секретными. Можно определить принадлежность любого официального люка. По запаху можно определить, кому принадлежит тот или иной люк.
6. В каком сейчас состоянии ливневая канализация? Почему не уходит вода во время дождя?
Сотрудник "Водоканала": – Она есть. Канализация засоряется, это факт, потому что её не чистят нормально. Ливневки во время дождей работают полным сечением. Если оно заросло и засорилось, то само собой не уходит ничего. У нас всегда так: сначала лужа постоит, а через пару часов уходит. Можно ли заложить в бюджет прочистку канализации? Считаю, что можно раз в несколько лет. Это не такие большие деньги, просто никому не надо. Сейчас на южных очистных сооружениях стоят новые фильтровальные системы высококачественной очистки, но трубы-то старые. Если и меняют их, то не совсем понятно, как и когда.
7. Некоторые люки закатаны в асфальт? Они не нужны или это человеческая недоработка?
К.Ш.: – Люки иногда закатывают в асфальт во время ремонта дорожного полотна. В результате или мы зимой во время устранения аварии ищем люк, или пожарные во время пожара не могут найти люк с гидрантом. За последние шесть лет организовано взаимодействие всех ответственных служб. Теперь они обращают внимание на люки, и каждый люк, который указан на геосъемке, принимают при сдаче работ. Это важно еще и потому, что если люк закатан, а на водоводе повреждение, то чаще всего приходится отключать водоснабжение у большего количества домов, чем было бы возможно при свободном доступе к колодцу. Кстати, не меньшая проблема – в зонах несанкционированных парковок автомобили встают на крышки колодцев, и в некоторых случаях это усложняет устранение аварии или увеличивает круг отключений от ХВС. Иногда ставим ограждения вокруг люков накануне проведения работ, но даже это не всегда помогает.
Это происходит регулярно при ремонте дорожного полотна. Некоторым дорожникам не хочется возиться с люками: они закатывают его в асфальт, а достать забудут. Бывает, особенно зимой, пожарные приезжают тушить пожар, отметка о том, что люк есть на этом месте, стоит, а люка нет. Теперь комитет по благоустройству принимает после работы подрядчиков каждый люк.
Если мы не можем найти люк, а случился прорыв канализации, мы отключаем не 1-2 дома, а 5-8. И это происходит не только в случае, если люк закатан в асфальт, но и его закрывает припаркованная машина или ещё что-нибудь. Мы постоянно сталкиваемся с такой проблемой. Если нам нужно выполнять работы в местах, где есть парковки (и несанкционированные в том числе), то мы с ночи уже ставим ограждения. И то их умудряются убирать, а работать мы не можем.
8. Машина попала колесом в колодец. Крышки люка нет. Куда она делась?
К.Ш.: – Её нет, потому что люки воровали и воруют. Сейчас люки делают специальные, антивандальные на двух болтах, чтобы их не крали, как раньше. В кризис до 2005 года воровали неимоверно. Одна крышка – это 30 кг чёрного металла. Сейчас смысла воровать нет. В собранном виде люки принимать нигде не будут. Мы нанимали частного детектива, который "клоунов", воров люка, нашёл. С тех пор ни в одном пункте приёма металлолома целые люки или целые крышки не принимают. А пилить болгаркой их нормальный человек не будет.