В 2013 году город мог бы отпраздновать 100-летие первого пассажирского автобуса, в мае 1913 года проследовавшего по маршруту: Кафедральный собор (сегодня площадь 1905 года) — озеро Шарташ. Автобусное движение той весной носило экспериментальный характер и продолжалось всего 4 дня, однако прецедент создан, причём в дореволюционной России, за что потомки должны быть благодарны двум людям — инициатору предприятия екатеринбургскому предпринимателю Владимиру Ярутину и московскому купцу Владимиру Бочарникову, впоследствии выкупившему монопольное право и реализовавшему этот грандиозный проект.
У Бочарникова было всего два Ford с деревянными коробами вместо кузова, которые ребятня прозвала «собачьими ящиками». Содержание машин для предпринимателя обернулось большими хлопотами — деревянные ступицы на ночь приходилось снимать и замачивать в бочках с водой, чтобы не рассохлись, а утром — вытаскивать и натягивать гусматику. Ну, а учитывая российские дороги, четыре дня — это уже очень близко к триумфу пока ещё спорного, но впоследствии оправдавшего себя предприятия.
Регулярное автобусное движение появилось в городе уже при новой власти. Летом 1924 года возобновили движение по маршруту площадь 1905 года — Шарташ и на уровне городского управления приняли решение пополнить «автобусный парк» 12 новыми металлическими машинами Ford, на 12–14 мест каждая. В те годы водитель автотранспорта — шофёр и водитель кобылы — извозчик участвовали в дорожном движении на равных. Можно даже сказать, что гужевой транспорт обладал некоторым преимуществом — скверное состояние дорог не располагало к скоростному движению, а неприхотливая лошадка, тянущая повозку, могла пройти по любой грязи, не боялась завязнуть в яме, не особенно волновалась из-за битого стекла, гвоздей и прочего опасного для автобусных шин мусора.
Тем не менее Свердловск ждал Ford с нетерпением. В апреле 1925 года «Уральский рабочий» писал: «Всех свердловцев волнует вопрос: когда же начнётся автобусное движение. 5 шт. автобусов получены ещё в феврале. Где же прибывшие автобусы? В чём дело?» Техническая подготовка машин и планирование направлений автобусного движения и в самом деле заняли время, но 2 мая того же года Ford вышли в рейс по двум линиям: главный вокзал — 2-ая Загородная (сегодня Фрунзе) и Верх-Исетский завод — вокзал Свердловск-2 (ст. Шарташ).
Иностранные автобусы поступали в Свердловск партиями, и по мере пополнения автобусного парка запустили ещё две линии: главный вокзал — Сибирская застава (пересечение Декабристов с Восточной) и Уралмашстрой — Верх-Исетский завод. Это были достаточно простые и недорогие машины, стоимостью 2–3 тысячи рублей, однако довольно скоро стало понятно, что ввиду своей небольшой вместительности и неустойчивости Ford не отвечают потребностям растущего города. Таким образом, уже в августе было принято решение заменить поставщика. Выбор пал на английские автобусы Leyland датской, адаптированной для правостороннего движения сборки. Leyland и Ford «бегали» по улицам Свердловска вплоть до появления первых отечественных автобусов. Судить об их внешнем виде сегодня мы можем главным образом по фотографиям — ни об одной уцелевшей машине не известно.
Поездка на автобусе в те времена была обставлена с особым шиком. Водитель носил униформу: чёрная кожаная куртка, кепи, краги. Под стать франту выглядел и контролёр. Так как проезд в автобусе был многотарифный, стоимость и цвет приобретаемого билета зависели от продолжительности пути — за две версты (именно таков был минимальный тариф) платили 10 копеек.
Если до 1928 года автопредприятие в составе Треста коммунального хозяйства находилось по адресу 8 Марта, 18 — в здании с аркой, во дворе которого располагался гараж, то уже через несколько лет перебралось в специально отстроенные помещения на Чапаева, 7. Знаменитые ангары на Чапаева, в которых находился автобусный парк и автомастерские, зрительно помнит каждый. К счастью, эта постройка уцелела до наших дней.
В 30-е годы — начало новой эры, на смену Ford и Leyland пришли отечественные машины ЗиС-8 (тот самый «Фердинанд» из фильма «Место встречи изменить нельзя») и ЗиС-16. Первые советские автобусы выпускал Московский автомобильный завод им. Сталина. Эти две марки машин прослужили весь предвоенный период и прошли всю войну как санитарные машины.
Становление автомобильного транспорта на Урале — тема интересная и достойная внимания. Если вы хотите узнать, для чего в дореволюционной России шофёр возил с собой карманный франко-русский словарик, по какой центральной улице в Свердловске ходил паровоз или что такое «касса совести», отправляйтесь в Музей истории и развития автобусного движения города Екатеринбурга на Вонсовского, 1. В музее собраны редкие фотографии, присутствуют модели первых автомобилей, но главная его ценность — ваш экскурсовод и руководитель музея Валерий Сергеевич Летягин, настоящий хранитель и большой знаток транспорта Екатеринбурга.
Первые автобусные маршруты в Свердловске:
Первая линия (1925 год): главный вокзал (ст. Свердловск 1) — ул. Свердлова — пр. Ленина — пл. 1905 года — ул. Троцкого (ул. 8 Марта) до ул. 2-й Загородной (ул. Фрунзе)
Вторая линия (1925-й): Верх-Исетский завод — пр. Ленина — ул. Вайнера — ул. Малышева — ул. Розы Люксембург — Сибирский проспект (ул. Куйбышева) — вокзал Свердловск-2 (станция Шарташ)
Третья линия (1926-й): главный вокзал (ст. Свердловск 1) — ул. Северная (ул. Челюскинцев) — деревянный мост через пруд — ул. Февральской Революции — площадь 1905 года — проспект Ленина — ул. Карла Либкнехта — ул. Розы Люксембург — ул. Декабристов — столбы Сибирской заставы (пересечение с ул. Восточной)
Четвёртая линия (1929-й): Уралмашстрой (Уралмаш) — современный проспект Космонавтов — вокзал — ул. 1-я Восточная (пер. Марии Авейде) — ул. Мамина Сибиряка — пр. Ленина — площадь 1905 года — ул. Вайнера — ул. Малышева — Верх-Исетский завод
Благодарим руководителя Музея истории и развития автобусного движения города Екатеринбурга Валерия Сергеевича Летягина за интересную экскурсию и помощь в подготовке материала.