Вокруг меня
Проезд в общественном транспорте сегодня стоит 23 рубля. В последнее время поговаривают о повышении до 26 рублей. Например, в Санкт-Петербурге он стоит 28 рублей, причем на некоторых маршрутах и 25 рублей. Разница несущественная. Получается, что наши перевозчики считают, что у нас цена проезда должна быть такой же, как в Санкт-Петербурге. Но если мы сравним масштабы транспортного хозяйства Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, то увидим, что это несравнимые вещи, как по масштабу самой транспортной системы, так и по ее качеству.
С одной стороны, понятно желание наших муниципальных перевозчиков увеличить свои доходы за счет самого простого инструмента – повышения цены на проезд. С другой стороны, невозможно сейчас сказать, обоснована она или нет, не проанализировав, например, структуру расходов и структуру себестоимости. Крайне любопытно было бы посмотреть. Повышение цены на услуги муниципального транспорта часто объясняется растущими расходами на топливо, содержание, ремонт и эксплуатацию, да и заработную плату персоналу платить надо. Вроде бы, это объяснение выглядит обоснованным. Однако в условиях, когда парк муниципального транспорта сильно изношен, с каждым годом расходы на его содержание и ремонт будут только увеличиваться, причем, с каждым годом все сильнее и сильнее. И что же, постоянно увеличивать плату за проезд? Это путь в никуда. Как правило, такие простые инструменты компенсации растущих расходов используются в ситуации отсутствия стратегических планов развития и инвестиционных планов. Есть ли такие программы развития у наших транспортников, тоже очень хотелось бы узнать.
Если мы проанализируем ситуацию, то увидим, что темпы роста цены на проезд в муниципальном транспорте опережают даже темпы роста цен на топливо и электроэнергию. И тут натыкаемся на социальную сторону проблемы. Верхняя граница цены определяется не только желанием производителя и продавца получить как можно больше. Она также зависит от готовности и, самое главное, возможности платить за товар или услугу. Готов ли пассажир в Екатеринбурге платить 26 или 30 рублей за проезд? Пока, вроде бы, люди особенно не ропщут, но где предел терпению?
В моей жизни
Я сам, бывает, пользуюсь общественным транспортом. И как горожанин, и как налогоплательщик, очень хотел бы узнать, куда тратятся те деньги, что я плачу за проезд. Пока же я этого не понимаю, и от этого оптимизма не прибавляется.
Оптимизма, честно говоря, не прибавляется и от состояния муниципального транспорта, от уровня комфорта, да и откровенно говоря, общение с нашими славными кондукторами улучшению настроения не способствует.
Однако настроение поднимает почти весенняя погода и обещания скорого лета – синоптики говорят, что оно наступит чуть ли не в апреле. Это, право, хорошо! Весеннего всем настроения и оптимизма непременно!