Дороги и транспорт Газ рванул: плюс шесть рублей в неделю

Газ рванул: плюс шесть рублей в неделю

Челябинские автомобилисты забили тревогу: вслед за бензиновыми проблемами начались трудности с покупкой сжиженного газа. За последнюю неделю пропан-бутановая смесь подорожала в среднем на шесть рублей за литр. Эксперты объясняют трудности с его поставками

Газ рванул: плюс шесть рублей в неделю | www.e1.ruГаз рванул: плюс шесть рублей в неделю | www.e1.ru

Челябинские автомобилисты забили тревогу: вслед за бензиновыми проблемами начались трудности с покупкой сжиженного газа. За последнюю неделю пропан-бутановая смесь подорожала в среднем на шесть рублей за литр. Эксперты объясняют трудности с его поставками профилактическими простоями заводов и экспортом газа за рубеж, так что дефициту приписывают сезонный характер, а вот к новым ценам, похоже, придется привыкать.

«За две недели газ подорожал в полтора раза! Причем его просто нет, а где продают, так по 17-18 рублей вместо 12-13. Как минимум ничего не изменится еще неделю!» – пишут пользователи нашего сайта. Форумчане тоже бунтуют: «Когда бензин дорожает на 50 копеек, царит всеобщая истерика, за неделю газ подорожал рублей на восемь – и тишина... Заправился 4 сентября на «Оптане» уже за 15 рублей, а неделю назад был по 12,30, но на «СГ-Транс». Сегодня на «Оптане» в центре города литр продается уже за 17 рублей.

«На прошлой неделе я заправлялся у Шагола за 12,50/литр, на улице Молодогвардейцев возле «Молнии» – за 14 рублей. Сейчас стоимость держится на уровне 17-18. В прошлом году такого скачка не было – газ дорожал примерно с 9 до 11 рублей за литр», – рассказывает автомобилист Анатолий Усов.

«По моим наблюдениям, газ начал дорожать еще с конца августа. 28 числа на выезде из города в сторону Кургана я заправился на «Челяб СГ-Транс» по 12,50 рублей, через пару дней здесь цена была уже 14,10, а на городской заправке этой же компании – все 15 рублей, – рассказывает автомобилист Сергей Казимиров. – В прошлую пятницу стоимость поднялась до 17 рублей на выезде из Челябинска, а в городе – до 18. Причем на выезде к Кургану есть другие АГЗС, которые выставляют цены по 12-13 рублей, но у них просто нет газа. В прошлом году цены тоже росли, но не так резко, как сейчас». Мы обратились в компанию «Челяб СГ-Транс» за комментарием по ценам, но ее директор на момент подготовки материала оказался в длительной командировке.

Аномальность темпов подорожания газа отмечают и челябинские таксисты. Они уверены, что это простое желание поставщиков «навариться» на фоне высоких цен на бензин: «В прошлом году такого точно не было, сейчас пытаются заработать: газ стоил 11 рублей и вдруг резко скакнул до 18. Цену подтягивают к бензину, подержат недели две, потом опустят до 15 рублей, и все водители будут счастливы. В соседних регионах такого нет, в Екатеринбурге пару дней назад газ стоил максимально 13 рублей. Сам наблюдал, что в Челябинске «газелисты» уже стоят на бензиновых заправках, а не на газовых», – говорит директор такси «Альянс» Борис Баруля.

Вопреки его словам владельцы транспортных компаний все равно придерживаются «газовой политики»: переходить на бензин бессмысленно даже при нынешних ценах на пропан-бутан, да и сам ценовой взрыв они относят к сугубо сезонному обострению. «Подобные скачки на 3-5 рублей происходят осенью из года в год, поэтому для нас сюрприза не было, – говорит индивидуальный предприниматель Юрий Русин, занимающийся пассажирскими перевозками. – Это длится примерно неделю. Газа на заправках действительно мало, но мы работаем по договорам, поэтому трудностей с топливным обеспечением транспорта нет. Хотя у нас 99% автопарка работает на газе, на бензин мы переходить однозначно не собираемся – ездить на газе даже при такой цене все равно выгоднее. Цена растет из-за аппетитов наших производителей, причем в обратную сторону они никогда не уходит, так что сейчас повысили цены, и их снижения вряд ли стоит ждать. А вот в предстоящем повышении бензиновой стоимости я уверен».

При повышении цены газа с 12 до 18 рублей годовые затраты на топливо по одной машине могут увеличиться примерно на 48 тысяч рублей. Если средний дневной пробег «газели» – это 200 км и расход на сотню – 10 литров, то в год автомобилю требуется 7300 литров сжиженного газа. По старым прайсам это равнозначно 87 600 рублям, по новым – 131 400. А если предположить, что маршрутку при таких же пробегах и расходе перевести на 92 бензин, то за год она съест более 185 тысяч рублей.

Судя по словам автомобилистов, до отметки в 11 рублей за литр газ добрался прошлой осенью и с тех пор не дешевел. Сейчас его цена повысилась до 18 рублей за литр, и в рамках этих мрачных традиций спад не ожидается и при стабилизации поставок. В подтверждение – «бензиновый сценарий»: топливо есть, а цены остались высокими и незыблемыми.

«Ситуация с газом напоминает дефицитные явления с бензином. Есть проблемы с поставками не только в нашем регионе, но и у соседей, в той же Уфе. Причинно-следственная связь такая же, как с бензином: продукции мало, цены на нее задирают. Думаю, дефицит – это явление сезонное, вскоре ситуация должна выровняться», – говорит председатель топливной ассоциации Челябинской области Владимир Гришин.

На самих заправках не отрицают, что газа не хватает, и именно поэтому цены так быстро растут.

Сезонность проблем отмечают и компании, которые устанавливают газобаллонное оборудование. Они согласны, что какое-то время спрос на их услуги упадет, но от газа автомобилисты не откажутся и при нынешних расценках: «Газ – это побочный продукт нефтепереработки, поэтому он при любых раскладах будет стоить дешевле бензина. То повышение цен, которые мы наблюдаем сейчас, – явление сезонное. Мы сталкиваемся с ним уже не первый год. Связано это с дефицитом топлива: во-первых, заводы останавливались; во-вторых, в Европе начинается отопительный сезон, поэтому большой поток газа идет туда. Кроме того, существует постановление правительства, регламентирующее соотношение цены метана и АИ-80: этот газ не должен превышать 50% стоимости 80-го бензина, а по пропан-бутановой смеси такого контроля нет, – поясняет директор специализирующейся на газовом оборудовании компании «МАС» Михаил Закарлюкин. – Сейчас ведь еще решается судьба 80 бензина, от производства которого заводы должны будут вскоре отказаться и выпускать топливо не ниже класса АИ-92. А это означает, что многие транспортные компании, владельцы ЗИЛов, ГАЗов вынужденно будут переходить на газ. Обычно это длится месяц-полтора. Конечно, в этот период спрос на оборудование упадет. Что дальше? Либо газовые цены вернутся на прежний уровень, либо подорожает бензин рублей до 30 за литр. Уже сейчас литр 92 в опте стоит 27-28 рублей, то есть розничные цены повышать нельзя, компании зарабатывают на оптовых продажах».

Если отталкиваться от высоких закупочных расценок и фактически неликвидных продаж в рознице по бензину, то реализация газа – хорошее подспорье для заработка в такой ситуации. Если нельзя заработать на бензине, почему не получить прибыль с пропана?

К ситуации подключилась антимонопольная служба, и на трех крупных игроков газовой розницы будут заведены дела по признакам ценового сговора. «Действительно, к нам поступают обращения граждан по повышению стоимости сжиженного газа и трудностям с покупкой продукта на АЗС. Наши специалисты организовали выездные проверки, чтобы оценить ситуацию с наличием газа, с расценками на него, – говорит заместитель руководителя Управления ФАС по Челябинской области Елена Семенова. – По итогам проверки ситуация складывается неоднозначная. Есть АГЗС, преимущественно в центре города, где цена достигает 17-18 рублей за литр. У трех крупных игроков, которые, по данным на 2009 год, занимают 39% розничного газового рынка, эта цена установлена копейка в копейку. У отдельных хозяйствующих субъектов были зафиксированы цены и в 16 рублей за литр, а самая низкая цена среди проверенных АЗС – у «Новатек»: по 12,5-13 рублей. По результатам проверки готовятся материалы, будут возбуждены дела по признакам ценового сговора в отношении «Оптана», «Челяб СГ-Транса», ИП Матис. По нашей оценке, предпосылок к резкому повышению цен на газ нет. В прошлые года цены менялись, но не так существенно. Кроме того, мы выявили стоимость по 12-13 рублей, а ведь компании работают в одних экономических условиях. Против этих же трех представителей рынка мы возбуждали дела в 2009 году и выиграли их. Тогда у них цена тоже сходилась копейка в копейку, чего быть не должно. Что касается наличия газа на заправках, действительно, у некоторых компаний есть перебои с поставками. Мы направили соответствующие запросы хозяйствующим субъектам по отгрузке товара, по причинам перебоев с ними, по стоимости, а также направим запросы трейдерам, чтобы выяснить ситуацию по оптовому рынку».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления