Болезненное состояние, возникающее у пассажиров после полетов на самолетах, медики называют аэротоксическим синдромом. Однако в списке официальных заболеваний этот синдром пока не значится.
После возвращения из долгих отпускных поездок в жаркие страны многие испытывают на себе неприятности обратной акклиматизации. На второй день появляются общая слабость, лихорадка, головные и мышечные боли. В подобном снижении трудоспособности нередко виновна не смена климатических зон, а тот воздух, которым пассажиры дышат во время перелета.
Что это такое
Расхожий термин «аэротоксический синдром» официально не употребляется профессиональными врачами. Его используют для обозначения целой группы разнохарактерных синдромов, объединенных одной причиной: все они возникают в результате воздействия загрязненного воздуха в салонах авиалайнеров. К ним относят хроническую усталость, затрудненное дыхание, проблемы со зрением и поведенческие расстройства. Могут быть неврологические нарушения, проблемы с дыхательной и пищеварительной системами. По подсчетам экспертов из специализированной Аэротоксической ассоциации (Aerotoxic Assotiation), от «самолетного» синдрома ежегодно страдает не менее 200 тыс. пассажиров. Чаще всего встречаются жалобы на:
- необъяснимую усталость, слабость даже после хорошего сна;
- размытое или «туннельное» зрение;
- подергивание мышц;
- головокружение, потерю равновесия;
- обморок;
- нарушение памяти;
- головные боли;
- звон в ушах;
- ощущения, похожие на опьянение;
- тошноту, рвоту;
- диарею;
- кашель, першение в горле;
- затрудненное дыхание («ком в горле»), одышку;
- тяжесть в грудной клетке;
- повышение ЧСС;
- раздражение, сухость слизистых ротовой и носовой полости, покраснение и зуд слизистой глаз.
Когда пациенты обращаются к специалистам, то практически во всех случаях им диагностируют различные психосоматические расстройства (так как синдром официально не признан медициной), подозревают кишечные или респираторные инфекции, говорят об акклиматизации или стрессе.
Частота утечек
По разным данным, частота случаев загрязнения воздуха в самолете частицами и парами из двигателей составляет от одного на 100 полетов до одного на 2000 полетов.
Воздух в салоне
В современных пассажирских самолетах системы обеспечения воздухом работают по смешанному принципу. То есть примерно 50% воздуха для дыхания собирается за бортом, но температура его очень низкая, несколько десятков градусов ниже нуля. Вторая, «горячая» половина попадает в систему, пройдя через двигатели, затем порции смешиваются и подаются в салон с оптимальной температурой. В конструкции двигателей предусмотрено множество деталей и элементов, обработанных специальными техническими маслами и составами. В идеале эти системы никак не соприкасаются с тем отсеком машины, из которого воздух берется для салонной циркуляции. Однако иногда прокладки и блоки между отсеками двигателя совсем немного, но дают течь. В этом случае в горячий воздух, предназначенный для дыхания пассажиров и экипажа, попадают пары химических веществ. Воздух перестает быть чистым. Чаще всего в него попадают испарения авиационного топлива. Характерно, что в приточных конструкциях большинства самолетов не предусмотрено никаких фильтров для очистки воздуха от таких паров.
Получается, что в самолете люди будут дышать уже не чистым, а фактически отравленным воздухом, некоторые компоненты могут быть крайне опасными для здоровья. К примеру, трикрезилфосфат, фосфорорганическое соединение, обладает выраженным нейротоксическим эффектом. Это вещество добавляют к топливу для уменьшения износа деталей двигателя. Попадание в воздух салона паров трикрезилфосфата является причиной большинства случаев аэротоксического синдрома.
Пассажиры самолетов часто сами могут заметить недостаточно чистый воздух. В нем виден легкий голубовато-сизый дымок, ощущается странный запах, который люди характеризуют по-разному. Одни говорят о «грязных носках», другие описывают его как «собачий», третьи вообще ощущают в салоне запах рвоты или гнили.
Самолет будущего
Единственный авиалайнер, который оснащен особой системой фильтрации воздуха, полностью исключающей попадание вредных веществ в салон, является Boeing 787 Dreamliner.
Решение проблемы
Термин «аэротоксический синдром» предложили использовать чуть более десятилетия назад, в 1999 году. В настоящее время преимущественно силами Аэротоксической ассоциации (Aerotoxic.org) и пострадавших пассажиров ведется методичная борьба за то, чтобы синдром был признан официальной медициной и авиационными службами. Тогда возможно будет вести работу, результатом которой станет модернизация всех современных авиалайнеров. А пока каждый пассажир рискует стать одним из тех, кто пострадал от несуществующей болезни.